Сфинкс
Двухслойный оникс. Римская работа. I в.1,6 × 2,2 см.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Сфинкс.
Двухслойный оникс. Римская работа. I в.
1,6 × 2,2 см.
1,6 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
По преданию, это — чудовище, обитавшее на скале возле Фив и убивавшее всякого, кто не мог разгадать следующую загадку: «Что обладает голосом, утром четырьмя ногами, в полдень — двумя, а вечером — тремя?» (человек). Эту загадку разрешил Эдип.
Но не старый миф вызвал особый интерес в Риме к этому чудовищу. Август имел изображение сфинкса на своей личной печати. По преданию, сохраненному его биографом Светонием, он нашел в дактилиотеке своей матери два совершенно одинаковых перстня и, когда покидал столицу, дублет оставлял доверенному лицу. Когда в отсутствие императора за его печатью публиковались указы, римские остроумцы иронизировали: «Ох, этот сфинкс, он опять задает нам загадки!»
Образ сфинкса так полюбился императору, что стал чеканиться на монетах. Сфинксы украшают панцирь Августа на знаменитой его статуе, хранящейся в Ватикане. Внимание ко всему, что связано с создателем Римской империи, вызвало повторения эмблемы личного перстня Августа для желавших приобщиться к его мистической удачливости.
Но не старый миф вызвал особый интерес в Риме к этому чудовищу. Август имел изображение сфинкса на своей личной печати. По преданию, сохраненному его биографом Светонием, он нашел в дактилиотеке своей матери два совершенно одинаковых перстня и, когда покидал столицу, дублет оставлял доверенному лицу. Когда в отсутствие императора за его печатью публиковались указы, римские остроумцы иронизировали: «Ох, этот сфинкс, он опять задает нам загадки!»
Образ сфинкса так полюбился императору, что стал чеканиться на монетах. Сфинксы украшают панцирь Августа на знаменитой его статуе, хранящейся в Ватикане. Внимание ко всему, что связано с создателем Римской империи, вызвало повторения эмблемы личного перстня Августа для желавших приобщиться к его мистической удачливости.
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 244—245, № 110.