Мрамор. Конец II в. до н. э.
Высота 0,47 см.Инв. № 1575.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Полководец Публий Корнелий Сципион Африканский?
Мрамор. Конец II в. до н. э.
Высота 0,47 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
№ 122 (илл. CXCVI—CXCVII) (в разделе «Подделки или сомнительные произведения»)
«Сулла». Мраморный бюст. Инв. № 1575. Куплен в 1897 г. и привезен в Рим Борги при посредничестве Хельбига. Этот бюст, ранее находившийся во владении семьи из Неаполя в качестве приданого семьи Барберини, находился у торговца предметами искусства.
Выс. 0,84 м. Мраморные белые голова и шея с коричневой желтоватой патиной, которой еще больше на волосах, были помещены на мраморный бюст, к которому не принадлежали изначально. Нос и уши восстановлены в мраморе.
Этот портрет точно соответствует голове из порфира, хранящейся в Галерее Уффици, которая обычно рассматривается как произведение периода Ренессанса (Delbrueck, Porphyrwerke опубл. 52); вышеупомянутое произведение ранее называлось «Цицерон», что вполне понятно, поскольку оно имело сходство с портретом, известным как Цицерон. Два таких же мраморных бюста, хранящиеся в Париже и Ленинграде, рассматриваются как сомнительные.
Эдуард Шмидт в 1944 г. доказал, что бюст из глиптотеки в XVIII в. находился в Палаццо Барберини в качестве дополнения к знаменитому «Марию», который в нынешнее время принадлежит мюнхенской глиптотеке, где у него в дополнение есть другой «Сулла». Однако оба мюнхенских бюста, соответствующих портретам, находящимся в Музее Кьярамонти в Ватикане, очевидно, являются современными работами, и было бы предпочтительнее наш весьма патетический портрет также отнести к XVII в.
Однако техническая обработка и физическое состояние волос свидетельствуют против такой датировки, и образовавшийся известняковый слой на затылке указывает на возраст более 300 лет. С другой стороны, лицо очень гладкое и на нем заметны следы инструментов скульптора, что означает, что эта важная часть портрета подверглась в современное время жесткой обработке.
Стиль волос доказывает, что это произведение не может быть древнее эпохи Адриана, и как раз Вилла Адриана или Тиволи указывается как место находки некоторых портретов «Республиканцев», особенно большого формата, чья подлинность не может быть оспорена без оспаривания подлинности других скульптур (Lippold, Vat. Kat. III, 1, pl. 58, 572. Am. Journ. Arch. 60, 1956, pl. 109).
Billedtavler XXXXVII.
De La Chausse, Museum Romanum I, 2, 1746, pl. 56.
E. Q. Visconti, Icon. Rom. I, 1818, p. 126, 2.
Bernoulli, Röm. Ikon. I p. 90.
Röm. Mitt. 33, 1918, p. 13, 2.
Lippold, Ant. Skulpt. d. Glyp. N. C. p. 29, fig. 36.
Münch. Jahrb. 12, 1937-38, p. 176.
Dragma M. P. Nilsson p. 416.
Ed. Schmidt, 103.
Berl. Winckelmannsprogr. p. 3, 12, fig. 8.
Schweitzer, Bildniskunst p. 113, fig. 169/74.
Buschor, Hell. Bildn. p. 42.
Gnomon 22, 1950, p. 332; 24, 1952, p. 249.
Hesperia 20, 1951, p. 41, pl. 20 c-d.
Arch. Anz. 1955 p. 45.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 138—139, cat. no. 122. (ISBN 8774520121).
© 2008 г. Перевод с франц.: Таривердиева С. Э.