Амфитеатр.
Верона.
В настоящее время Амфитеатр «утонул» на два метра в землю. Следует заметить, что истинный Амфитеатр включал в себя и наружное овальное кольцо, от которого в настоящий момент остался лишь небольшой фрагмент, так называемое «крыло» (ala). Эта внешняя структура имела три яруса мраморных аркад и общую высоту тридцать метров, не считая венчавший ее карниз с квадратными окнами. Амфитеатром в его древнем виде можно любоваться на рисунках Палладио, аккуратно воссоздавшего облик памятника на основании изучения сохранившихся фрагментов и по аналогии с римским Колизеем и амфитеатром в истрийском городе Пула.
Арена, возникшая в I веке после Р. Х. вне городской черты, состояла из четырех эллиптических колец с внутренними осями в 44 и 73 метра длиной и осями внешними (включая исчезнувшее кольцо) в 152 и 123 метра. Из мраморных блоков строители высекли сорок четыре лестничных ряда. Сохранившееся «крыло», с четырьмя арками на каждом ярусе, дает нам представление об общем эффектном виде грандиозной постройки, наружный фасад которой также имел 73 пилястра, вырезанных из так называемого «веронского камня», добываемого в районе Сант-Амброджо-ин-Вальполичелла (такого же рода пилястры использовались для облицовки ворот и других античных монументов I века после Р. Х.). Каждый пилястр ограничивал квадратную секцию со сторонами два метра длиною и арками — всего на каждом ярусе фасада их было 72. Между наружным фасадом и внутренним кольцом, сохранившемся целиком до наших времен, шел просторный коридор шириною 4,5 метра. Фасад, который мы видим сегодня, сложен из очень прочной кладки, состоящей из камня, цемента, речной гальки, кусков кирпича — так называемый «опус цементикум». Самый ответственный участок конструкции выложен без каких-либо связующих растворов из гигантских каменных глыб в технике, которую археологи назвали «титанической». Следом расположен другой коридор, шириною три метра, окаймленный четвертым, и последним кольцом, образованным каменной стеною в 3,5 метра высотой. Войдя в любую из 72 арок, можно обозреть композицию из столбов, пилястров и сводов, заканчивающуюся со стороны собственно Арены проемом, возведенным из трех монолитов: двух вертикальных и одного горизонтального, выполняющего функцию архитрава. Внутри Амфитеатр состоял из платеи и кавеи — в последнюю можно было пройти через проходы, называемые «вомиториями». В результате эта прочная структура, типичная для древнего Рима (она аналогична амфитеатрам в Риме, Ниме, Арне, Фрежу, Пула, Аосте и другим) смогла сохраниться почти в неприкосновенности — по крайней мере, в своей внутренней части — в течение двух тысячелетий.
Третья по размерам в мире, после римского Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере, веронская Арена особенно интересна благодаря превосходно сохранившейся кавее. Сохранилась она благодаря тщательному выбору строительного материала и хорошо продуманной конструкции. В самом деле, другие античные амфитеатры, с течением времени разрушившиеся, как, например, в Падуе и в Римини, сооружались не из камня, а из кирпича.
О замечательном веронском памятнике много заботились. Среди его реставраторов можно назвать даже короля Теодориха, а также подесту Веронской коммуны графа Риццардо де Сан-Бонифачо, который в 1222 году за свой собственный счет отремонтировал монумент. Он же, в 1228 году, включил в коммунальные статуты условие о необходимости ежегодного выделения из городского бюджета 200 лир на уход за Ареной. В период господства над городом Венецианской республики, в XVI веке, были восстановлены упавшие четыре арки.
Как и римский Колизей, веронская Арена в определенные периоды считалась удобным источником стройматериала. Однако, к счастью, эти «хищения» не принимали больших масштабов. Наибольшие разрушения памятнику принесло само время, а также несколько землетрясений (упавшие фрагменты Амфитеатра веронцы использовали по другим назначениям, иногда даже трогательно указывая происхождение необычного стройматериала).
Некоторые исследователи считают, что своей превосходной сохранностью Арена обязана тщательно и скрупулезно продуманной гидросистеме, собиравшей и отводившей воду из этой «каменной горы». В самом деле, каждый из трех кольцевых коридоров имеет собственный водовод с подземными резервуарами, в то время как платея оборудована двумя галереями, выходящими наружу. В месте пересечения двух галерей существует большой подземный резервуар, с каменным настилом, длиной 34 метра, шириной 85, глубиной 2. Подобная гидросистема, сооруженная неизвестным зодчим в первые десятилетия I века после Р. Х., благодаря своим аркадам, галереям, «циклопическим» стенам всегда возбуждала фантазию веронцев и посетителей города, которые придумывали массу легенд и историй о «лабиринтах».
Арена, как уже упоминалось, широко использовалась для гладиаторских боев: в Вероне также существовала известная школа гладиаторов. Античные хроники не сохранили нам упоминание о казнимых здесь первых христианах, но историки полагают, что подобные экзекуции здесь происходили. В Средневековье на Арене жгли еретиков; здесь также проходили турниры, фестивали, народные увеселения типа каруселей и, в особенности, в XVIII—
© 2003 г. Описание: Верона. Искусство и история. Firenze, Ed. Bonechi, 2003, с. 10—19. (ISBN 88-476-0837-6).