Рука, ухо и надпись
Сардоникс. Римская работа. II в.
1,6 × 1,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Рука, ухо и надпись.

Сардоникс. Римская работа. II в.
1,6 × 1,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея с изо­бра­же­ни­ем руки, касаю­щей­ся моч­ки уха, и над­пи­сью может быть отне­се­на к раз­ряду аму­ле­тов. Ино­гда подоб­ное изо­бра­же­ние выре­за­лось без вся­кой над­пи­си, ино­гда над­пись одно­слож­на: Помни! В дан­ном слу­чае над­пись про­стран­на и состо­ит из пяти слов: Помни о моем рас­по­ло­же­нии к тебе! Во всех тех слу­ча­ях, когда наши суе­вер­ные и забыв­чи­вые бабуш­ки завя­зы­ва­ли узе­лок на носо­вом плат­ке, древ­ние при­ка­са­лись паль­ца­ми к уху. Над­пись на камее поз­во­ля­ет допол­нить более крат­кие фор­му­лы. Реплик суще­ст­ву­ет мно­же­ство и в каме­ях, и в инта­ли­ях.

Есть сведе­ния, что в собо­ре Сан-Вита­ле в Равен­не подоб­ная антич­ная камея слу­жи­ла напо­ми­на­ни­ем о смер­ти.

Такие аму­ле­ты древ­ние носи­ли в меда­льо­нах и перст­нях. Осо­бен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся их чис­ло в эпо­ху позд­ней импе­рии. Это не уди­ви­тель­но: эпо­хи кри­зи­сов и смут порож­да­ют тягу ко вся­че­ско­му оккуль­тиз­му, неиз­беж­но воз­рож­да­ют полу­за­бы­тые народ­ные веро­ва­ния.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 246—247, № 111.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma римская римский римское римские камея камеи сардоникс рука ухо и надпись амулет помни о моем расположении к тебе жест