Антиной
Трехслойный сардоникс.
Римская работа. II в.
4,4 × 3,1 см.
Инв. № ГР-12710.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Антиной.

Трехслойный сардоникс.
Римская работа. II в.
4,4 × 3,1 см.
Инв. № ГР-12710.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Анти­ной, люби­мец импе­ра­то­ра Адри­а­на, погиб в Егип­те совсем юным. По пре­да­нию, он бро­сил­ся в Нил, отво­дя гибе­лью опас­ность от сво­его пат­ро­на. Без­утеш­ный Адри­ан учреж­да­ет культ фаво­ри­та. По всей импе­рии, от Гибрал­та­ра до гра­ниц Ира­на, стро­ят­ся хра­мы и воз­дви­га­ют­ся ста­туи Анти­ноя. Он пред­ста­ет в них и в виде ита­лий­ско­го Силь­ва­на, и в виде еги­пет­ско­го Оси­ри­са, и в виде рим­ско­го Мер­ку­рия, и в обра­зе гре­че­ско­го Апол­ло­на. В эрми­таж­ной камее сох­ра­нил­ся пре­крас­ный порт­рет Анти­ноя-Апол­ло­на.
Мы видим, что и в 30-е гг. II в. не забы­ты в рим­ском искус­стве тра­ди­ции «живо­пи­си в камне». Трех­слой­ный сар­до­никс поз­во­лил рез­чи­ку пере­дать золотые куд­ри Анти­ноя и венок, золо­ти­стое оде­я­ние, золотую застеж­ку-фибу­лу на пле­че. Лицо и пле­чи, одеж­да и лук выре­за­ны в белом слое ага­та, чет­ко выде­ля­ю­щем­ся на чер­но-синем фоне. Бело-синие ова­лы раз­ной тол­щи­ны обра­зу­ют есте­ствен­ную камен­ную раму порт­ре­та.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 248—249, № 112.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma римская римский римское римские камея камеи трехслойный сардоникс мужской портрет антиной лавровый венок инв № гр-12710