Антиной
Трехслойный сардоникс.Римская работа. II в.
4,4 × 3,1 см.Инв. № ГР-12710.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Антиной.
Трехслойный сардоникс.
Римская работа. II в.
4,4 × 3,1 см.
Римская работа. II в.
4,4 × 3,1 см.
Инв. № ГР-12710.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Антиной, любимец императора Адриана, погиб в Египте совсем юным. По преданию, он бросился в Нил, отводя гибелью опасность от своего патрона. Безутешный Адриан учреждает культ фаворита. По всей империи, от Гибралтара до границ Ирана, строятся храмы и воздвигаются статуи Антиноя. Он предстает в них и в виде италийского Сильвана, и в виде египетского Осириса, и в виде римского Меркурия, и в образе греческого Аполлона. В эрмитажной камее сохранился прекрасный портрет Антиноя-Аполлона.
Мы видим, что и в 30-е гг. II в. не забыты в римском искусстве традиции «живописи в камне». Трехслойный сардоникс позволил резчику передать золотые кудри Антиноя и венок, золотистое одеяние, золотую застежку-фибулу на плече. Лицо и плечи, одежда и лук вырезаны в белом слое агата, четко выделяющемся на черно-синем фоне. Бело-синие овалы разной толщины образуют естественную каменную раму портрета.
Мы видим, что и в 30-е гг. II в. не забыты в римском искусстве традиции «живописи в камне». Трехслойный сардоникс позволил резчику передать золотые кудри Антиноя и венок, золотистое одеяние, золотую застежку-фибулу на плече. Лицо и плечи, одежда и лук вырезаны в белом слое агата, четко выделяющемся на черно-синем фоне. Бело-синие овалы разной толщины образуют естественную каменную раму портрета.
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 248—249, № 112.