Коммод
Трехслойный сардоникс. Римская работа. II в.
6,1 × 5,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Коммод.

Трехслойный сардоникс. Римская работа. II в.
6,1 × 5,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Ком­мод был вто­рым сыном Фау­сти­ны и Мар­ка Авре­лия. И хотя в сто­ли­це пого­ва­ри­ва­ли, что его под­лин­ным отцом был один из рим­ских гла­ди­а­то­ров, за неиме­ни­ем дру­гих пре­тен­ден­тов он уна­сле­до­вал трон. Ком­мод отли­чал­ся непри­ми­ри­мой нена­ви­стью к сена­ту, послед­не­му оплоту ушед­шей в про­шлое рим­ской демо­кра­тии. Он при­ка­зал поста­вить перед вхо­дом в Сенат свое колос­саль­ное изо­бра­же­ние в виде Гер­ку­ле­са. Ком­мод-Гер­ку­лес был изо­бра­жен стре­ля­ю­щим из лука с таким рас­че­том, чтобы каж­до­му выхо­дя­ще­му из две­рей сена­то­ру каза­лось, что импе­ра­тор гроз­но целит­ся имен­но в него. С колос­саль­ной ста­туи Неро­на-Гелиоса (32 м) он при­ка­зал уда­лить голо­ву и заме­нить сво­им порт­ре­том.
Камея — един­ст­вен­ное сох­ра­нив­ше­е­ся изо­бра­же­ние Ком­мо­да с атри­бу­та­ми несколь­ких богов: Гелиоса, Апол­ло­на и Юпи­те­ра. Три слоя ага­та исполь­зу­ет рез­чик, созда­вая этот свое­об­раз­ный порт­рет-ико­ну.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 254—255, № 115.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский глиптика гемма геммы gemma римская римское римские камея камеи имперский император коммод коммода imperator commodus трехслойный сардоникс мужской лавровый венок лучевая корона лучевой венец