Юлия Домна
Сардоникс. Римская работа. III в.
3,3 × 2,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Юлия Домна.

Сардоникс. Римская работа. III в.
3,3 × 2,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Порт­рет Юлии Дом­ны, жены импе­ра­то­ра Сеп­ти­мия Севе­ра, выре­зан в упро­щен­ной мане­ре рез­чи­ком III в. Эта камея явля­ет­ся лишь фраг­мен­том более круп­ной гем­мы: надо доба­вить мыс­лен­но часть шеи, грудь, воз­мож­но, спра­ва — изо­бра­же­ние супру­га-импе­ра­то­ра, а у груди — двух детей-под­рост­ков. Судя по дета­лям при­чес­ки, и этот фраг­мент был под­верг­нут рету­ши. Юлия Дом­на была родом из Сирии. Имен­но эта кра­са­ви­ца-сири­ян­ка вве­ла в моду боль­шие жен­ские пари­ки, подоб­ные тому, что изо­бра­жен в эрми­таж­ной камее. От былой «живо­пи­си в камне» нет и следа. Но нель­зя назвать ее неуда­чей рез­чи­ка. Лако­нич­ный, плос­кост­ный стиль резь­бы, более близ­кий гра­фи­ке, чем живо­пи­си, таит в себе боль­шие выра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти. Экзо­ти­че­ская кра­сота, неожи­дан­но вызы­ваю­щая в памя­ти обра­зы древ­не­го еги­пет­ско­го искус­ства, неко­то­рая холод­ность и упро­щен­ность обра­за чело­ве­ка в гла­зах совре­мен­но­го зри­те­ля обра­ща­ют­ся в цело­муд­рен­ность, зага­доч­ность, недо­ска­зан­ность…

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 256—257, № 116.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma имперский римская императрица юлия домна julia domna iulia pia римский римское римские камея камеи портрет портреты портретный портретная династия северов северы domus severana сардоникс женский пия женская прическа укладка волос