Каракалла
Двухслойный оникс. Римская работа. III в.
4,3 × 3,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Каракалла.

Двухслойный оникс. Римская работа. III в.
4,3 × 3,7 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
В порт­ре­те импе­ра­то­ра Кара­кал­лы упро­ще­ние оста­нав­ли­ва­ет­ся где-то на гра­ни кари­ка­тур­но­сти. Кара­кал­ла жела­ет казать­ся гроз­ным и зна­чи­тель­ным, но едва избе­га­ет впе­чат­ле­ния, что он сме­шон. Исто­рик Геро­ди­ан рас­ска­зы­ва­ет, что после посе­ще­ния гроб­ни­цы Алек­санд­ра Кара­кал­ла стре­мил­ся под­ра­жать внеш­но­сти заво­е­ва­те­ля мира: его гроз­но намор­щен­но­му лбу, скло­нен­ной вле­во голо­ве…

В камее пора­жа­ет неожи­дан­ное соче­та­ние почти гра­фи­че­ской плос­кост­но­сти резь­бы, при­ми­тив­но­сти худо­же­ст­вен­ных при­е­мов и по-сво­е­му экс­прес­сив­но­го резуль­та­та. Таки­ми упро­щен­ны­ми сред­ства­ми в эту эпо­ху доби­ва­лись выра­зи­тель­но­сти порт­ре­тов масте­ра Паль­ми­ры (Сирия). Здесь мож­но видеть и чер­ты раз­ру­ше­ния антич­но­го худо­же­ст­вен­но­го язы­ка, и рас­ту­щее вли­я­ние про­вин­ций. Бес­по­щад­на харак­те­ри­сти­ка импе­ра­то­ра-сол­да­та, цеза­ря той эпо­хи, когда власть захва­ты­вал самый силь­ный и без­за­стен­чи­вый.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 258—259, № 117.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский глиптика гемма геммы gemma римская римское римские камея камеи имперский император каракалла септимий бассиан каракалл каракаллы imperator lucius septimius bassianus caracalla двухслойный оникс мужской лавровый венок