Двухслойный оникс. Римская работа. III в. 4,3 × 3,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
В портрете императора Каракаллы упрощение останавливается где-то на грани карикатурности. Каракалла желает казаться грозным и значительным, но едва избегает впечатления, что он смешон. Историк Геродиан рассказывает, что после посещения гробницы Александра Каракалла стремился подражать внешности завоевателя мира: его грозно наморщенному лбу, склоненной влево голове…
В камее поражает неожиданное сочетание почти графической плоскостности резьбы, примитивности художественных приемов и по-своему экспрессивного результата. Такими упрощенными средствами в эту эпоху добивались выразительности портретов мастера Пальмиры (Сирия). Здесь можно видеть и черты разрушения античного художественного языка, и растущее влияние провинций. Беспощадна характеристика императора-солдата, цезаря той эпохи, когда власть захватывал самый сильный и беззастенчивый.
Каракалла
Двухслойный оникс. Римская работа. III в. 4,3 × 3,7 см.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Каракалла.
Двухслойный оникс. Римская работа. III в. 4,3 × 3,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
В портрете императора Каракаллы упрощение останавливается где-то на грани карикатурности. Каракалла желает казаться грозным и значительным, но едва избегает впечатления, что он смешон. Историк Геродиан рассказывает, что после посещения гробницы Александра Каракалла стремился подражать внешности завоевателя мира: его грозно наморщенному лбу, склоненной влево голове…
В камее поражает неожиданное сочетание почти графической плоскостности резьбы, примитивности художественных приемов и по-своему экспрессивного результата. Такими упрощенными средствами в эту эпоху добивались выразительности портретов мастера Пальмиры (Сирия). Здесь можно видеть и черты разрушения античного художественного языка, и растущее влияние провинций. Беспощадна характеристика императора-солдата, цезаря той эпохи, когда власть захватывал самый сильный и беззастенчивый.