Константин и Тихе
Сардоникс.
Римская работа. IV в. (переработана в нач. XIX в.).
18,5 × 12,2 см.
Инв. №№ ГР-12534 / Ж 146.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Константин и Тихе.

Сардоникс.
Римская работа. IV в. (переработана в нач. XIX в.).
18,5 × 12,2 см.
Инв. №№ ГР-12534 / Ж 146.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Самая круп­ная в кол­лек­ции антич­ная камея. Ее назы­ва­ли преж­де каме­ей Тра­я­на. Увы, она обес­це­не­на пере­ра­бот­кой, кото­рой ее под­верг в нача­ле XIX в. рим­ский рез­чик Бенедет­то Пист­руч­чи.

Камея была созда­на по слу­чаю осно­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля — новой, восточ­ной, сто­ли­цы Рим­ской импе­рии. В руках импе­ра­то­ра пер­во­на­чаль­но нахо­дил­ся Пал­ла­дий — фигур­ка Минер­вы (рез­чик пре­вра­тил ее в меч). Желая при­ве­сти вид гем­мы в соот­вет­ст­вие со вку­са­ми сти­ля ампир, Пист­руч­чи пол­но­стью пере­ра­ботал фигу­ры. Совре­мен­ник писал: «Гем­ма была так гру­ба, что оста­ва­лось мно­го мате­ри­а­ла для при­веде­ния ее к вер­ным про­пор­ци­ям: ноги, напри­мер, были так корот­ки и тол­сты, что он выре­зал зано­во коле­ни и поме­стил их выше».

В нынеш­нем состо­я­нии камея сох­ра­ня­ет лишь ком­по­зи­цию пер­во­на­чаль­но­го памят­ни­ка. Она была позд­ним образ­цом государ­ст­вен­ных «мани­фе­стов из ага­та». Мы можем лишь дога­ды­вать­ся о гру­бо­ва­том сти­ле, коло­ри­сти­че­ском эффек­те камеи, став­шей памят­ни­ком вку­са эпо­хи Напо­лео­на.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 274—275, № 125.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma имперский греческая мифология mythologia graeca римский император константин i великий imperator constantinus magnus римская римское римские камея камеи богиня тиха тихе тюхе тюхэ tyche портрет портреты портретный портретная сардоникс и мужской фортуна fortuna удача константинополь лавровый венок стенная башенная корона стенной башенный венец corona muralis доспехи панцырь панцирь инв № гр-12534 ж 146