Мозаика со Сциллой
Дом Диониса.
Конец IV — начало III вв. до н. э.
Пафос, Археологический парк

Мозаика со Сциллой.

Дом Диониса.
Конец IV — начало III вв. до н. э.

Пафос, Археологический парк.

Описание:
Внут­ри гео­мет­ри­че­ской рам­ки панель раз­ме­ром 1,32 на 1,22 м окру­же­на мень­ши­ми пане­ля­ми, на каж­дой из кото­рых изо­бра­же­на пара обра­щен­ных друг к дру­гу дель­фи­нов. Глав­ная панель пред­став­ля­ет мифи­че­ское мор­ское чудо­ви­ще Сцил­лу, отча­сти жен­щи­ну, отча­сти рыбу, отча­сти соба­ку, опи­сан­ную Гоме­ром (Odyssey, 12.85ff.) и мно­ги­ми дру­ги­ми антич­ны­ми авто­ра­ми. Печаль­ная исто­рия о том, как «опо­я­са­на злоб­ны­ми пса­ми, из сици­лий­ских глу­бин... лает жад­ная Скил­ла», доволь­но подроб­но рас­ска­за­на так­же Овиди­ем (Metamorphoses, кни­га XIV). Это ужас­ное чудо­ви­ще неко­гда было девуш­кой. Ее любил Главк, но она не отве­ча­ла на его чув­ства. По этой при­чине он обра­тил­ся за помо­щью к кол­ду­нье Цир­цее. К несча­стью, Цир­цея сама была влюб­ле­на в Глав­ка, и, увидев, что ее любовь отверг­ну­та, попы­та­лась уст­ра­нить сопер­ни­цу. Она сме­ша­ла вол­шеб­ные тра­вы и соки и выли­ла их в малень­кую бух­ту, где Сцил­ла обыч­но отды­ха­ла в самое жар­кое вре­мя суток. Сцил­ла при­шла к бух­те и спу­сти­лась в воду до поя­са, и тогда ниж­няя часть ее тела вне­зап­но пре­вра­ти­лась в тело страш­но­го чудо­ви­ща. Боль­ше Сцил­ла нико­гда не покида­ла эту бух­ту и дала выход сво­е­му горю, затап­ли­вая все кораб­ли, про­хо­дя­щие мимо нее.

Здесь Сцил­ла изо­бра­же­на с длин­ным изо­гну­тым хво­стом, закан­чи­ваю­щим­ся клеш­ня­ми, похо­жи­ми на кра­бо­вые. Впе­ре­ди мы видим пере­д­ние части трех соба­чьих тел, тогда как выше поя­са она име­ет внеш­ность жен­щи­ны. Она обна­же­на и пра­вой рукой под­ни­ма­ет длин­ный узкий пред­мет, почти навер­ня­ка сти­ли­зо­ван­ный тре­зу­бец, а в левой руке дер­жит мач­ту, веро­ят­но, с кораб­ля, кото­рый толь­ко что пото­пи­ла. Соба­ка сле­ва вни­зу дер­жит во рту суще­ство, похо­жее на угря, а в ниж­нем поле спо­кой­но плы­вет более круп­ная рыба.

На осно­ва­нии тех­ни­ки и стра­ти­гра­фии моза­и­ка отно­сит­ся к кон­цу IV — нача­лу III в. до н. э., что дела­ет ее самой ран­ней из извест­ных до сих пор моза­ик на Кип­ре.

Тех­ни­ка испол­не­ния моза­и­ки выда­ет ее ран­нюю дату. В самом деле, она рази­тель­но отли­ча­ет­ся от дру­гих моза­ик зда­ния. Она сде­ла­на не из спе­ци­аль­но выре­зан­ных тес­сер, как более позд­ние моза­и­ки, а из галь­ки, необ­ра­ботан­ной и подо­бран­ной по раз­ме­ру и цве­ту. Цве­то­вая палит­ра очень огра­ни­че­на, исполь­зо­ва­на толь­ко чер­ная и белая галь­ка; иск­лю­че­ние состав­ля­ют воло­сы и два пред­ме­та, кото­рые дер­жит Сцил­ла: для них исполь­зо­ва­на крас­но­ва­то-корич­не­вая галь­ка. Несмот­ря на огра­ни­чен­ное исполь­зо­ва­ние цве­тов, моза­и­ка очень высо­ко­го каче­ства и выиг­ры­ва­ет в срав­не­нии с подоб­ны­ми моза­и­ка­ми осталь­но­го гре­че­ско­го мира. На Кип­ре извест­на еще лишь толь­ко одна галеч­ная моза­и­ка из Кури­о­на, но она более позд­няя и более гру­бой работы; галь­ка там гораздо круп­нее.


Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 16—18.
© 2009 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: мозаика греческая со сциллой пафос археологический парк дом диониса скилла сцилла рыба молосская порода собака собаки молосский пес молосские псы дельфин трезубец мачта чудовище угорь галька