Нарцисс
Дом Диониса. Конец II в. н. э.Пафос, Археологический парк

Нарцисс.

Дом Диониса. Конец II в. н. э.

Пафос, Археологический парк.

Описание:
Пер­вая моза­и­ка Дома Дио­ни­са, кото­рую видит посе­ти­тель, изо­бра­жа­ет Нар­цис­са, глядя­ще­го на свое отра­же­ние в водо­е­ме. Печаль­ная судь­ба Нар­цис­са и Эхо явля­ет­ся темой одно­го из самых запо­ми­наю­щих­ся и тро­га­тель­ных рас­ска­зов Овидия (кни­га III). Когда Нар­цис­су, сыну реч­но­го бога Кефи­са и ним­фы Лирио­пы, испол­ни­лось шест­на­дцать лет, он был столь пре­кра­сен, что мно­гие девуш­ки и юно­ши влюб­ля­лись в него. Одна­ко его гор­дость и неже­ла­ние отве­тить на чьи-либо чув­ства при­чи­ня­ли бес­ко­неч­ные стра­да­ния окру­жаю­щим. Одна­жды во вре­мя охоты его увиде­ла Эхо, «звон­кая ним­фа, — она на сло­ва не мог­ла не отве­тить, / но не уме­ла начать», кото­рая безум­но влю­би­лась в него. Отверг­ну­тая Нар­цис­сом, Эхо спря­та­лась в лесах и горах, чтобы ее боль­ше никто не увидел. Изму­чен­ная любо­вью, она ста­но­ви­лась все тонь­ше и тонь­ше, пока вся све­жесть ее тела не рас­т­во­ри­лась в возду­хе. Нако­нец, остал­ся лишь ее голос, кото­рый слы­ша­ли все, но никто не видел.
Винов­ник столь вели­ко­го несча­стья не мог остать­ся без­на­ка­зан­ным, и Нар­цис­су при­шлось пре­тер­петь то, что он заста­вил пре­тер­петь дру­гих. Одна­жды он увидел свое отра­же­ние в чистом водо­е­ме и сра­зу же в него влю­бил­ся. Он остал­ся там, вос­хи­ща­ясь собой, «хва­ли­мый, он же хва­ля­щий, / рвет­ся жела­ньем к себе, зажи­га­ет и сам пла­ме­не­ет». Посте­пен­но, «как тает на пла­ме­ни лег­ком / жел­тый воск иль туман поут­ру под дей­ст­ви­ем солн­ца / зной­но­го, так же и он, исто­ща­ем сво­ею любо­вью, / чахнет и тай­ным огнем сжи­га­ет­ся мало-пома­лу». Одна­ко боги сжа­ли­лись над Нар­цис­сом и пре­вра­ти­ли его в цве­ток, кото­рый до сих пор носит его имя и рас­тет воз­ле воды, чтобы все­гда видеть свое отра­же­ние. Гово­рят, что его страсть про­дол­жи­лась даже после смер­ти, ибо, ока­зав­шись в под­зем­ном мире, он не удер­жал­ся и стал любо­вать­ся сво­им отра­же­ни­ем в водах Стикс. Этот миф объ­яс­ня­ет зна­че­ние слов «нар­цис­сизм» и «эхо», употреб­ля­е­мых до сих пор.
Моза­и­ка была силь­но повреж­де­на в ходе работ по вырав­ни­ва­нию и собра­на из мно­же­ства фраг­мен­тов. Зна­чи­тель­ная часть гео­мет­ри­че­ских укра­ше­ний совре­мен­ная.

Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 18—20.
© 2009 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: мозаика греческая пафос археологический парк дом диониса нарцисс отражение водоем родник головной убор