Нарцисс
Дом Диониса. Конец II в. н. э.Пафос, Археологический парк
Нарцисс.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
Описание:
Первая мозаика Дома Диониса, которую видит посетитель, изображает Нарцисса, глядящего на свое отражение в водоеме. Печальная судьба Нарцисса и Эхо является темой одного из самых запоминающихся и трогательных рассказов Овидия (книга III). Когда Нарциссу, сыну речного бога Кефиса и нимфы Лириопы, исполнилось шестнадцать лет, он был столь прекрасен, что многие девушки и юноши влюблялись в него. Однако его гордость и нежелание ответить на чьи-либо чувства причиняли бесконечные страдания окружающим. Однажды во время охоты его увидела Эхо, «звонкая нимфа, — она на слова не могла не ответить, / но не умела начать», которая безумно влюбилась в него. Отвергнутая Нарциссом, Эхо спряталась в лесах и горах, чтобы ее больше никто не увидел. Измученная любовью, она становилась все тоньше и тоньше, пока вся свежесть ее тела не растворилась в воздухе. Наконец, остался лишь ее голос, который слышали все, но никто не видел.
Виновник столь великого несчастья не мог остаться безнаказанным, и Нарциссу пришлось претерпеть то, что он заставил претерпеть других. Однажды он увидел свое отражение в чистом водоеме и сразу же в него влюбился. Он остался там, восхищаясь собой, «хвалимый, он же хвалящий, / рвется желаньем к себе, зажигает и сам пламенеет». Постепенно, «как тает на пламени легком / желтый воск иль туман поутру под действием солнца / знойного, так же и он, истощаем своею любовью, / чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу». Однако боги сжалились над Нарциссом и превратили его в цветок, который до сих пор носит его имя и растет возле воды, чтобы всегда видеть свое отражение. Говорят, что его страсть продолжилась даже после смерти, ибо, оказавшись в подземном мире, он не удержался и стал любоваться своим отражением в водах Стикс. Этот миф объясняет значение слов «нарциссизм» и «эхо», употребляемых до сих пор.
Мозаика была сильно повреждена в ходе работ по выравниванию и собрана из множества фрагментов. Значительная часть геометрических украшений современная.
Виновник столь великого несчастья не мог остаться безнаказанным, и Нарциссу пришлось претерпеть то, что он заставил претерпеть других. Однажды он увидел свое отражение в чистом водоеме и сразу же в него влюбился. Он остался там, восхищаясь собой, «хвалимый, он же хвалящий, / рвется желаньем к себе, зажигает и сам пламенеет». Постепенно, «как тает на пламени легком / желтый воск иль туман поутру под действием солнца / знойного, так же и он, истощаем своею любовью, / чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу». Однако боги сжалились над Нарциссом и превратили его в цветок, который до сих пор носит его имя и растет возле воды, чтобы всегда видеть свое отражение. Говорят, что его страсть продолжилась даже после смерти, ибо, оказавшись в подземном мире, он не удержался и стал любоваться своим отражением в водах Стикс. Этот миф объясняет значение слов «нарциссизм» и «эхо», употребляемых до сих пор.
Мозаика была сильно повреждена в ходе работ по выравниванию и собрана из множества фрагментов. Значительная часть геометрических украшений современная.
Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 18—20.
© 2009 г. Перевод: О. В. Любимова.
© 2009 г. Перевод: О. В. Любимова.