Квинт Гортенсий Гортал.
Рим, Вилла Альбани.
Гортензий (Таблица VI).
Кв. Гортензий Гортал род. в 114 г., ум. в 50 г. до Р. Х., т. е. дожил до 64 лет. Он происходил из плебейской, но знатной семьи и прошел все должности вплоть до консульства, которое получил на 45-м году жизни. Вместе с тем он рано увлекся красноречием, а именно блистающим genus Asianum, где, как и в красноречии вообще, он считался первым до тех пор, пока Цицерон не отобрал у него пальму первенства; очарование его речи было прямо-таки пленительно. Однако, его искусство служило исключительно интересам оптиматов. Как человек он предавался тому утонченному наслаждению жизнью, которое его аристократические современники, в том числе Луций Лукулл, довели до наивысшей изощренности.
Нам известен его портрет по небольшой герме или бюсту с его именем, из виллы Альбани, № 953 (Табл. VI)1, па́рному к находящемуся там же Исократу; они оба были найдены неизвестно где и приобретены кардиналом Алессандро Альбани. Бюст значительно меньше натуральной величины. Нос, губы и подбородок дополнены, голова насажена, но, как кажется, относится к бюсту, несмотря на непропорционально широкие грудь и плечи, которые придают последнему вид гермы, но обработаны как у бюстов. Бюст оратора — портрет мужчины средних лет. Строение черепа и волосы напоминают портреты Клавдия; череп немного выступает над ушами, лоб высокий и открытый, прямой нос продолжает линию лба, взгляд твердый и пронизывающий (зрачки обозначены), щеки немного впалые. Характерны округленные надбровные мышцы, образующие в середине широкую складку к переносице. Хотя работа и посредственная, но изображенный всё же производит впечатление выдающегося человека, хотя, может быть, и не совсем такого, какой представляется нам по историческому образу Гортензия. Надпись QUINTUS HORTENSIUS находится на нижней части четырехугольного бюста, а не на специально отведенном для неё краю, что, однако, не может служить поводом для сомнений. Эпиграфисты (Моммзен) считают ее подлинной.
У так называемой статуи Гортензия в музее Торлония, № 115, современная голова, подобная бюстам Цицерона. Причина ее названия, очевидно, только в ораторской позе, напоминающей позу неаполитанского Эсхина (левая рука за спиной). — И пожалуй, именно по этой причине ранее так называлась статуя-тогатус в Городском музее Вероны2. Обе статуи не имеют ни малейшего сходства с альбанской гермой.
Изображением того же лица скорее могла бы считаться голова на сардониксе из Кадеса, № 206 с пометкой Q. HOR.; однако такая атрибуция вряд ли была бы возможна без пометки. Спрашивается, не современные ли это буквы и не хотел ли резчик геммы скорее обозначить этим имя Гораций.
Описание: J. J. Bernoulli. Römische Ikonographie. T. I. Die Bildnisse berühmter Römer. Stuttgart, Verlag von W. Spemann, 1882. S. 98—99.
© 2009 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.