Квинт Гортенсий Гортал
Мрамор.Рим, Вилла Альбани

Квинт Гортенсий Гортал.

Мрамор.

Рим, Вилла Альбани.

Описание:

Гор­тен­зий (Таб­ли­ца VI).

Кв. Гор­тен­зий Гор­тал род. в 114 г., ум. в 50 г. до Р. Х., т. е. дожил до 64 лет. Он про­ис­хо­дил из пле­бей­ской, но знат­ной семьи и про­шел все долж­но­сти вплоть до кон­суль­ства, кото­рое полу­чил на 45-м году жиз­ни. Вме­сте с тем он рано увлек­ся крас­но­ре­чи­ем, а имен­но бли­стаю­щим genus Asianum, где, как и в крас­но­ре­чии вооб­ще, он счи­тал­ся пер­вым до тех пор, пока Цице­рон не ото­брал у него паль­му пер­вен­ства; оча­ро­ва­ние его речи было пря­мо-таки пле­ни­тель­но. Одна­ко, его искус­ство слу­жи­ло иск­лю­чи­тель­но инте­ре­сам опти­ма­тов. Как чело­век он пре­да­вал­ся тому утон­чен­но­му наслаж­де­нию жиз­нью, кото­рое его ари­сто­кра­ти­че­ские совре­мен­ни­ки, в том чис­ле Луций Лукулл, дове­ли до наи­выс­шей изощ­рен­но­сти.

Нам изве­стен его порт­рет по неболь­шой гер­ме или бюсту с его име­нем, из вил­лы Аль­ба­ни, № 953 (Табл. VI)1, па́рно­му к нахо­дя­ще­му­ся там же Исо­кра­ту; они оба были най­де­ны неиз­вест­но где и при­об­ре­те­ны кар­ди­на­лом Алес­сан­дро Аль­ба­ни. Бюст зна­чи­тель­но мень­ше нату­раль­ной вели­чи­ны. Нос, губы и под­бо­ро­док допол­не­ны, голо­ва наса­же­на, но, как кажет­ся, отно­сит­ся к бюсту, несмот­ря на непро­пор­цио­наль­но широ­кие грудь и пле­чи, кото­рые при­да­ют послед­не­му вид гер­мы, но обра­бота­ны как у бюстов. Бюст ора­то­ра — порт­рет муж­чи­ны сред­них лет. Стро­е­ние чере­па и воло­сы напо­ми­на­ют порт­ре­ты Клав­дия; череп немно­го высту­па­ет над уша­ми, лоб высо­кий и откры­тый, пря­мой нос про­дол­жа­ет линию лба, взгляд твер­дый и про­ни­зы­ваю­щий (зрач­ки обо­зна­че­ны), щеки немно­го впа­лые. Харак­тер­ны округ­лен­ные над­бров­ные мыш­цы, обра­зу­ю­щие в середине широ­кую склад­ку к пере­но­си­це. Хотя работа и посред­ст­вен­ная, но изо­бра­жен­ный всё же про­из­во­дит впе­чат­ле­ние выдаю­ще­го­ся чело­ве­ка, хотя, может быть, и не совсем тако­го, какой пред­став­ля­ет­ся нам по исто­ри­че­ско­му обра­зу Гор­тен­зия. Над­пись QUINTUS HORTENSIUS нахо­дит­ся на ниж­ней части четы­рех­уголь­но­го бюста, а не на спе­ци­аль­но отведен­ном для неё краю, что, одна­ко, не может слу­жить пово­дом для сомне­ний. Эпи­гра­фи­сты (Момм­зен) счи­та­ют ее под­лин­ной.

У так назы­вае­мой ста­туи Гор­тен­зия в музее Тор­ло­ния, № 115, совре­мен­ная голо­ва, подоб­ная бюстам Цице­ро­на. При­чи­на ее наз­ва­ния, оче­вид­но, толь­ко в ора­тор­ской позе, напо­ми­наю­щей позу неа­по­ли­тан­ско­го Эсхи­на (левая рука за спи­ной). — И пожа­луй, имен­но по этой при­чине ранее так назы­ва­лась ста­туя-тога­тус в Город­ском музее Веро­ны2. Обе ста­туи не име­ют ни малей­ше­го сход­ства с аль­бан­ской гер­мой.

Изо­бра­же­ни­ем того же лица ско­рее мог­ла бы счи­тать­ся голо­ва на сар­до­ник­се из Каде­са, № 206 с помет­кой Q. HOR.; одна­ко такая атри­бу­ция вряд ли была бы воз­мож­на без помет­ки. Спра­ши­ва­ет­ся, не совре­мен­ные ли это бук­вы и не хотел ли рез­чик гем­мы ско­рее обо­зна­чить этим имя Гора­ций.

И. Я. Бер­нул­ли (1882)
1Visc. Icon. rom. p. 45 ff.

2У Visc. Icon. rom. XI. 1. 2; так­же у Korais Hellen. Biblioth. V; гип­со­вые слеп­ки в Бер­лине, Nr. 1193 A, и в Дрездене, Nr. 204. Ср. E. Braun Mus. p. 702.

Источники:
© 1962 г. Фото: М. Туллий Цицерон. Речи в двух томах. т. I. Изд-во АН СССР, М., 1962. С. 48.
Описание: J. J. Bernoulli. Römische Ikonographie. T. I. Die Bildnisse berühmter Römer. Stuttgart, Verlag von W. Spemann, 1882. S. 98—99.
© 2009 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские римлянин мрамор герма квинт гортенсий гортал гортензий надпись quintus hortensius