Увеличить (+)Увеличить (+)Увеличить (+)Увеличить (+)
Уменьшить (-)Уменьшить (-)Уменьшить (-)Уменьшить (-)
Исходный вид (0)Исходный вид (0)Исходный вид (0)Исходный вид (0)
Полноэкранный режимПолноэкранный режимПолноэкранный режимПолноэкранный режим
Повернуть влевоПовернуть влевоПовернуть влевоПовернуть влево
Повернуть вправо (r)Повернуть вправо (r)Повернуть вправо (r)Повернуть вправо (r)
Отразить горизонтально (f)Отразить горизонтально (f)Отразить горизонтально (f)Отразить горизонтально (f)
Unable to open [object Object]: Error loading image at //ancientrome.ru/art/artwork/glyptics/cameos/c0186.jpg
Птолемей II и Арсиноя II

Птолемей II и Арсиноя II.

Сардоникс.
Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
«Камея Гон­за­га», назван­ная так в честь ее ренес­санс­ных вла­дель­цев — ман­ту­ан­ских гер­цо­гов Гон­за­га, — одна из самых про­слав­лен­ных антич­ных гемм. Она поз­во­ля­ет увидеть, какой цар­ст­вен­ной, по-восточ­но­му пыш­ной рос­ко­шью окру­жал­ся дина­сти­че­ский культ Пто­ле­ме­ев в Егип­те эпо­хи элли­низ­ма.
На круп­ном кус­ке ага­та неиз­вест­ный рез­чик выре­зал пар­ный порт­рет обо­жест­влен­ных Пто­ле­мея II и Арси­нои II. Царь, выре­зан­ный на белом слое кам­ня, слов­но осве­щен ярким све­том. Голу­бо­ва­тое лицо цари­цы на вто­ром плане буд­то ухо­дит в тень перед сия­ни­ем, исхо­дя­щим от пове­ли­те­ля. Серый слой обра­зу­ет фон, а в верх­нем, корич­не­вом слое, выре­за­ны шлем, эгида Зев­са на пле­чах царя, его куд­ри. Коло­ри­сти­че­ские воз­мож­но­сти мно­го­слой­но­го ага­та поз­во­ли­ли худож­ни­ку создать вир­ту­оз­ный обра­зец живо­пи­си в камне. В порт­ре­те цари­цы, напро­тив, все дышит поко­ем и уми­ротво­рен­но­стью. Пок­ры­ва­ло на голо­ве Арси­нои II — намек на «свя­щен­ный брак» новых богов, вла­сти­те­лей Егип­та. Пто­ле­мей и Арси­ноя, слов­но еги­пет­ские Иси­да и Оси­рис или гре­че­ские Зевс и Гера, были бра­том и сест­рою.
Желая польстить цари­це, поэт Фео­крит, как и рез­чик, упо­доб­ля­ет ее Гере, а ее бра­та —
Зев­су:
Всею душою она его любит, и бра­та, и мужа,
Так же свя­щен­ный свой брак зак­лю­чи­ли вла­ды­ки Олим­па
.
Убор царя, полу­ре­аль­ный, полу­сим­во­ли­че­ский, вклю­ча­ет шлем с лав­ро­вым вен­ком, пан­цирь и эгиду Зев­са. Пате­ти­че­ские голо­вы Меду­зы и Гения Ужа­са уси­ли­ва­ют фан­та­стич­ность цар­ско­го оде­я­ния.
Это про­из­веде­ние сле­ду­ет отне­сти к чис­лу пер­вых худо­же­ст­вен­ных нахо­док алек­сан­дрий­ских рез­чи­ков камей.
«Боги Фила­дель­фы» (боги брат­ской люб­ви) — так назы­ва­ли пра­вя­щую чету. Камея может счи­тать­ся сво­его рода «язы­че­ской ико­ной» того куль­та дина­стии, кото­рый учреж­дал Пто­ле­мей II.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 28—31, № 3.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma эллинистический египет египетский египетская египетское египетские камея камеи портрет портреты портретный портретная сардоникс мужской женский птолемей ii и арсиноя гонзага филадельфия эгида зевса шлем с лавровым венком лавровый венок панцирь доспехи голова медузы медуса медуза горгона гений ужаса ужас инв № гр-12678~ ж. 291~

Сообщение об ошибке:

Текст с ошибкой:
Комментарий (необязательно):