Птолемей II и Арсиноя II
Сардоникс.Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Птолемей II и Арсиноя II.
Сардоникс.
Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.
Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
«Камея Гонзага», названная так в честь ее ренессансных владельцев — мантуанских герцогов Гонзага, — одна из самых прославленных античных гемм. Она позволяет увидеть, какой царственной, по-восточному пышной роскошью окружался династический культ Птолемеев в Египте эпохи эллинизма.
На крупном куске агата неизвестный резчик вырезал парный портрет обожествленных Птолемея II и Арсинои II. Царь, вырезанный на белом слое камня, словно освещен ярким светом. Голубоватое лицо царицы на втором плане будто уходит в тень перед сиянием, исходящим от повелителя. Серый слой образует фон, а в верхнем, коричневом слое, вырезаны шлем, эгида Зевса на плечах царя, его кудри. Колористические возможности многослойного агата позволили художнику создать виртуозный образец живописи в камне. В портрете царицы, напротив, все дышит покоем и умиротворенностью. Покрывало на голове Арсинои II — намек на «священный брак» новых богов, властителей Египта. Птолемей и Арсиноя, словно египетские Исида и Осирис или греческие Зевс и Гера, были братом и сестрою.
Желая польстить царице, поэт Феокрит, как и резчик, уподобляет ее Гере, а ее брата —
Зевсу:
Убор царя, полуреальный, полусимволический, включает шлем с лавровым венком, панцирь и эгиду Зевса. Патетические головы Медузы и Гения Ужаса усиливают фантастичность царского одеяния.
Это произведение следует отнести к числу первых художественных находок александрийских резчиков камей.
«Боги Филадельфы» (боги братской любви) — так называли правящую чету. Камея может считаться своего рода «языческой иконой» того культа династии, который учреждал Птолемей II.
На крупном куске агата неизвестный резчик вырезал парный портрет обожествленных Птолемея II и Арсинои II. Царь, вырезанный на белом слое камня, словно освещен ярким светом. Голубоватое лицо царицы на втором плане будто уходит в тень перед сиянием, исходящим от повелителя. Серый слой образует фон, а в верхнем, коричневом слое, вырезаны шлем, эгида Зевса на плечах царя, его кудри. Колористические возможности многослойного агата позволили художнику создать виртуозный образец живописи в камне. В портрете царицы, напротив, все дышит покоем и умиротворенностью. Покрывало на голове Арсинои II — намек на «священный брак» новых богов, властителей Египта. Птолемей и Арсиноя, словно египетские Исида и Осирис или греческие Зевс и Гера, были братом и сестрою.
Желая польстить царице, поэт Феокрит, как и резчик, уподобляет ее Гере, а ее брата —
Зевсу:
Всею душою она его любит, и брата, и мужа, Так же священный свой брак заключили владыки Олимпа. |
Это произведение следует отнести к числу первых художественных находок александрийских резчиков камей.
«Боги Филадельфы» (боги братской любви) — так называли правящую чету. Камея может считаться своего рода «языческой иконой» того культа династии, который учреждал Птолемей II.
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 28—31, № 3.