Ганимед и орел
Дом Диониса. Конец II в. н. э.Пафос, Археологический парк

Ганимед и орел.

Дом Диониса. Конец II в. н. э.

Пафос, Археологический парк.

Описание:
Про­сле­до­вав далее к восто­ку, мож­но полю­бо­вать­ся одной из луч­ших моза­ик дома. Она состо­ит из малень­кой пане­ли, поме­щен­ной в поле нало­жен­ных друг на дру­га вось­ми­уголь­ни­ков и меанд­ров. Она пред­став­ля­ет эпи­зод, когда Зевс в обра­зе орла уно­сит юно­го Гани­меда.

Гани­мед, пас­тух из Или­о­на (Трои) счи­тал­ся пре­крас­ней­шим из смерт­ных. Даже Зевс не мог про­ти­во­сто­ять его оча­ро­ва­нию. Одна­жды, после того, как Геба, крав­чая богов, упа­ла и раз­ли­ла нек­тар, Зевс вос­поль­зо­вал­ся слу­ча­ем и, обра­тив­шись в орла, под­нял Гани­меда на Олимп, чтобы сде­лать его новым крав­чим богов. Там он «доныне его вино­чер­пий / и, хоть Юно­на мрач­на, пода­ет Все­дер­жи­те­лю нек­тар» (Овидий, Мета­мор­фо­зы, Кни­га X).

Орел с широ­ко рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми береж­но дер­жит маль­чи­ка. Гани­мед, в свою оче­редь, дер­жит­ся рукой за шею пти­цы. Гани­мед обна­жен, за иск­лю­че­ни­ем пла­ща и сапог. У него на голо­ве фри­гий­ский кол­пак (ука­зы­ваю­щий на его про­ис­хож­де­ние), а в пра­вой руке он дер­жит копье. Сле­ва, в возду­хе, вид­на пель­та, кото­рую Гани­мед в рас­те­рян­но­сти выро­нил.

Это одна из наи­бо­лее выра­зи­тель­ных моза­ик, но, как ска­за­но выше, доста­точ­но ясно, что из-за невер­но­го рас­че­та масте­ра на кон­цах кры­льев орла при­шлось доба­вить укра­ше­ния.


Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 31—32.
Ключевые слова: мозаика греческая мозаичный пол птица орел меандр копье легкий щит пельта похищение ганимеда виночерпий головной убор фригийская митра фригийский колпак maeonia mitra крыло крылья