Статуэтка Гипноса
Бронза, полое литье. Римская работа по греческому оригиналу IV в. до н. э.
Высота 34 см.
Инв. № VI 129.Вена, Музей истории искусств

Статуэтка Гипноса.

Бронза, полое литье. Римская работа по греческому оригиналу IV в. до н. э.
Высота 34 см.
Инв. № VI 129.

Вена, Музей истории искусств.

Описание:
Соглас­но «Тео­го­нии» Геси­о­да, напи­сан­ной ок. 700 г. до н. э., Гип­нос — бог сна, сын Никс (Ночь) и брат Тана­то­са (Смерть). Подоб­но послед­не­му, он живет там, где встре­ча­ют­ся Ночь и День и где Атлант дер­жит небе­са. Но тогда как у бес­по­щад­но­го Тана­то­са серд­це из желе­за, Гип­нос летит через зем­лю и море, при­но­ся мир­ный и при­ят­ный сон людям.
Гип­нос, соглас­но Овидию («Мета­мор­фо­зы», 11. 623), неж­ней­ший из богов, изо­бра­жен в виде обна­жен­но­го юно­ши, спе­ша­щий, слов­но в поле­те, его торс нак­ло­нен впе­ред, а пра­вая нога каса­ет­ся зем­ли лишь кон­чи­ка­ми паль­цев. В пра­вой руке он дер­жит рог, из кото­ро­го стру­ит­ся жид­кость, вызы­ваю­щая сон; его опу­щен­ная левая рука дер­жит мако­вую голов­ку. Боль­шие кры­лья, подоб­ные кры­льям посыль­но­го богов, Гер­ме­са, рас­тут из его густой коп­ны волос, обхва­чен­ных лен­той, кото­рая про­хо­дит через лоб и завя­за­на на шее узлом. Широ­кий жест его протя­ну­той пра­вой руки соот­но­сит­ся с отстав­лен­ной назад пра­вой ногой, в то вре­мя как левое пред­пле­чье ука­зы­ва­ет в то же направ­ле­нии, что и левая нога, на кото­рой сос­ре­дото­чен его вес.
Ста­ту­эт­ка явля­ет­ся умень­шен­ной копи­ей гре­че­ско­го ори­ги­на­ла. Его самые извест­ные копии нахо­дят­ся в Мад­риде (из мра­мо­ра) и Лон­доне (брон­зо­вая голо­ва), но к сожа­ле­нию, сам ори­ги­нал в клас­си­че­ских лите­ра­тур­ных источ­ни­ках не упо­мя­нут. Обыч­но он при­пи­сы­ва­ет­ся масте­рам IV в. до н. э. (Пра­к­си­тель, Ско­пас, Лео­хар), но при­ни­мая во вни­ма­ние слож­ность изо­бра­жен­но­го дви­же­ния, воз­мож­но, он был создан в позд­ний элли­ни­сти­че­ский пери­од.
Ста­ту­эт­ка посту­пи­ла из кол­лек­ции Joseph Angelo de France, быв­ше­го при импе­ра­три­це Марии Тере­зии «гене­раль­ным дирек­то­ром импер­ско­го и королев­ско­го каз­на­чей­ства, гале­рей и дру­гих дра­го­цен­ных кол­лек­ций». В 1761 г. он умер и его обшир­ная кол­лек­ция клас­си­че­ской брон­зы в 1808 г. была при­об­ре­те­на у его наслед­ни­цы для Кол­лек­ции гре­че­ских и рим­ских древ­но­стей.

Источники:
© 2006 Фото, текст: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. Edited by Wilfried Seipel. Vol. 4. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities. Kunsthistorisches Museum. SKIRA, 2006, p. 54, cat. 14.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые ритон рог для питья вина rhyton статуэтка гипнос сон полое литье работа по греческому оригиналу крыло крылья крылышки мак маковая головка семена мака инв № vi 129