Статуэтка Гипноса
Бронза, полое литье. Римская работа по греческому оригиналу IV в. до н. э.Высота 34 см.Инв. № VI 129.Вена, Музей истории искусств
Статуэтка Гипноса.
Бронза, полое литье. Римская работа по греческому оригиналу IV в. до н. э.
Высота 34 см.
Высота 34 см.
Инв. № VI 129.
Вена, Музей истории искусств.
Описание:
Согласно «Теогонии» Гесиода, написанной ок. 700 г. до н. э., Гипнос — бог сна, сын Никс (Ночь) и брат Танатоса (Смерть). Подобно последнему, он живет там, где встречаются Ночь и День и где Атлант держит небеса. Но тогда как у беспощадного Танатоса сердце из железа, Гипнос летит через землю и море, принося мирный и приятный сон людям.
Гипнос, согласно Овидию («Метаморфозы», 11. 623), нежнейший из богов, изображен в виде обнаженного юноши, спешащий, словно в полете, его торс наклонен вперед, а правая нога касается земли лишь кончиками пальцев. В правой руке он держит рог, из которого струится жидкость, вызывающая сон; его опущенная левая рука держит маковую головку. Большие крылья, подобные крыльям посыльного богов, Гермеса, растут из его густой копны волос, обхваченных лентой, которая проходит через лоб и завязана на шее узлом. Широкий жест его протянутой правой руки соотносится с отставленной назад правой ногой, в то время как левое предплечье указывает в то же направлении, что и левая нога, на которой сосредоточен его вес.
Статуэтка является уменьшенной копией греческого оригинала. Его самые известные копии находятся в Мадриде (из мрамора) и Лондоне (бронзовая голова), но к сожалению, сам оригинал в классических литературных источниках не упомянут. Обычно он приписывается мастерам IV в. до н. э. (Пракситель, Скопас, Леохар), но принимая во внимание сложность изображенного движения, возможно, он был создан в поздний эллинистический период.
Статуэтка поступила из коллекции Joseph Angelo de France, бывшего при императрице Марии Терезии «генеральным директором имперского и королевского казначейства, галерей и других драгоценных коллекций». В 1761 г. он умер и его обширная коллекция классической бронзы в 1808 г. была приобретена у его наследницы для Коллекции греческих и римских древностей.
Гипнос, согласно Овидию («Метаморфозы», 11. 623), нежнейший из богов, изображен в виде обнаженного юноши, спешащий, словно в полете, его торс наклонен вперед, а правая нога касается земли лишь кончиками пальцев. В правой руке он держит рог, из которого струится жидкость, вызывающая сон; его опущенная левая рука держит маковую головку. Большие крылья, подобные крыльям посыльного богов, Гермеса, растут из его густой копны волос, обхваченных лентой, которая проходит через лоб и завязана на шее узлом. Широкий жест его протянутой правой руки соотносится с отставленной назад правой ногой, в то время как левое предплечье указывает в то же направлении, что и левая нога, на которой сосредоточен его вес.
Статуэтка является уменьшенной копией греческого оригинала. Его самые известные копии находятся в Мадриде (из мрамора) и Лондоне (бронзовая голова), но к сожалению, сам оригинал в классических литературных источниках не упомянут. Обычно он приписывается мастерам IV в. до н. э. (Пракситель, Скопас, Леохар), но принимая во внимание сложность изображенного движения, возможно, он был создан в поздний эллинистический период.
Статуэтка поступила из коллекции Joseph Angelo de France, бывшего при императрице Марии Терезии «генеральным директором имперского и королевского казначейства, галерей и других драгоценных коллекций». В 1761 г. он умер и его обширная коллекция классической бронзы в 1808 г. была приобретена у его наследницы для Коллекции греческих и римских древностей.
Источники:
© 2006 Фото, текст: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. Edited by Wilfried Seipel. Vol. 4. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities. Kunsthistorisches Museum. SKIRA, 2006, p. 54, cat. 14.