Ок. 5—20 гг. н. э.
Высота 17,8 см.Инв. № L.2007.16.Нью-Йорк, Метрополитен-музей (на временной экспозиции)
Птолемей Мавретанский.
Ок. 5—20 гг. н. э.
Высота 17,8 см.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей (на временной экспозиции).
Собственность из европейской частной коллекции.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ:
Приобретен в Упсале в 1860-х гг.;
граф Густав Малькольм Гамильтон (Gustav Malcolm Hamilton, 1826—
Гилберт Гамильтон (Gilbert Hamilton, род. 1869), Упсала;
граф Арран Гамильтон (Arran Hamilton, род. 1899), Стокгольм;
графиня Гариетта Гамильтон (Harriet Hamilton);
по родословной до нынешних владельцев.
ДЕМОНСТРАЦИЯ:
Земельный музей, Бонн, 29 ноября 1979—
ОПИСАНИЕ
Изображенному около пятнадцати лет, голова повернута влево, лицо со слегка приоткрытым ртом, вздернутым носом, широко посаженными глазами с тонко вырезанной радужкой и глубокими серповидными зрачками и выступающими бровями; волосы, расходящиеся во все стороны от макушки переплетающимися локонами, падающие толстыми волнами на лоб, виски и затылок и ранее увенчанные диадемой.
ЗАМЕТКА ИЗ КАТАЛОГА
Внук Антония и Клеопатры, Птолемей Мавретанский был последним известным потомком династии Птолемеев. Он родился между 19 и 14 гг. до н. э., его матерью была Клеопатра Селена, а отцом Юба II, урожденный царь Мавретании. Птолемей правил вместе со своим отцом после 21 г. н. э. и стал единоличным правителем после смерти отца около 23/24 г. н. э. Как зависимого от Рима царя, его сначала осуждали за то, что он не смог оказать помощи римским полководцам в их многочисленных попытках подавить восстание Такфарината; Тацит сообщает о Птолемее, что по молодости лет он «ни во что не вникал» (incuriosus) в делах государства (Annals, 4. 23), но оказанная им впоследствии активная военная поддержка принесла ему благодарность Рима: «Узнав об усердии Птолемея в этой войне, сенат восстановил старинный обычай и пожаловал его почетной наградой: к нему был послан один из сенаторов, чтобы вручить жезл из слоновой кости и расшитую тогу — принятые в древности подарки сената — и назвать его царем, союзником, другом (Annals 4.26)». Это произошло в 24 г. н. э. вскоре после поражения и самоубийства Такфарината.
Приезд Птолемея в Рим примерно 16 лет спустя, по приказу императора Калигулы, тоже был связан с плащом. В 40 г. н. э., «Птолемея, о котором я уже говорил, он [Калигула] и пригласил из его царства и принял в Риме с большим почетом, а умертвил только потому, что тот, явившись однажды к нему на бой гладиаторов, привлек к себе все взгляды блеском своего пурпурного плаща» (Suetonius, Caligula, 35; недавнее обсуждение первоисточников см. у
Идентификация человека, изображенного на настоящем бюсте, с Птолемеем Мавретанским сделана на основании его монет (см. Richter, Portraits of the Greeks, том III, № 2013). С резким поворотом головы, направленным вверх взглядом, подчеркнутым положением радужных оболочек, царской диадемой и обнаженными плечами, единственный бронзовый портрет Птолемея изображает его в традиции эллинистических правителей, последним представителем которых он являлся. Три другие головы, мраморные, найденные в Шаршале на территории современного Алжира, воспроизводят тот же юношеский портрет: бюст меньше натуральной величины в Лувре, практически идентичный настоящему образцу (MA 1888: de Kersauson, указ. соч., № 57), голова меньше натуральной величины, практически неузнаваемая из-за своего состояния, также находится в Лувре (MA 3183: Louvre, Portraits romains, № 59), и одна голова находится в Музее Шаршала (инв. № 52: Chamoux, указ. соч., илл. 1—
Все четыре головы, включая настоящую бронзовую, основаны на портретном типе наследника престола, который, согласно Клаусу Фитчену (Klaus Fittschen), был создан около 5 г. н. э., когда Птолемею было около пятнадцати лет и его портрет впервые появился на бронзовых монетах Мавретании вместе с портретом его отца Юбы II (Horn и Rüger, указ. соч., с. 21). Фитчен утверждает, что этот тип был создан вскоре после типа, разработанного для сына Августа Гая Цезаря в 4 г. н. э., и в подражание ему (ср., например, с портретным бюстом Гая Цезаря в Музее Искусства и Истории в Женеве, приведенным у Криса Скарра (Chris Scarre), Chronicle of the Roman Emperors, London, 1995, с. 25). Сходство между портретами Гая и Птолемея заключается в прическе и чертах лица, которые не только характерны для всех Юлиев-Клавдиев в целом, но и особенно напоминают прямого наследника императорского трона. Первое портретное изображение Птолемея само по себе — живая иллюстрация излюбленной внешней политики Рима: править опосредованно через зависимых царей, а не через прямое вторжение и аннексию, что всегда намного дороже.
После смерти Юбы II и вступления Птолемея на трон Мавретании, был, вероятно, создан второй портретный тип последнего, изображающий его бородатым молодым человеком в диадеме с более полными чертами лица и более густыми непослушными волосами (см. Smith, указ. соч., кат. № 180, pl. 69, 3—
Первоначальное происхождение настоящего бюста окутано тайной. Как сообщается, он был выкопан в середине XIX века на Стора Торгет (Stora Torget), центральной площади Упсалы, и оказался в магазине кузнеца, также продававшего металлолом и старые инструменты. Именно здесь, как сообщается, граф Густав Гамильтон приобрел бюст в 1860-х гг. Коллекция Гамильтона, первоначально находившаяся в его замке в Геденсберге, состояла из нордических каменных топоров неолитического века и различных металлических изделий бронзового века, таких как фибулы, все местного происхождения (коллекция упоминается в Nordisk familjebok. Uggleupplagan, том 11, Stockholm, 1909, с. 190). Сделанная в 1911 г., за три года до смерти, фотография графа Гамильтона, лежащего на кровати и держащего бронзовый бюст молодого Птолемея на приставном столике, дает возможность понять, как он дорожил им. Две ветви шведской семьи из рода Гамильтон происходят от Малькольма Гамильтона из Далсерфа (Dalserf), архиепископа Кашельского (Cashell, Ирландия), сыновья которого Хьюго и Людвиг поступили на шведскую службу во время Тридцатилетней войны; в 1654 г. им было пожаловано баронство.
Вопрос о том, каким образом римский бюст, сделанный в I в. н. э. и изображающий царя Северной Африки, попал в Швецию, остается открытым. Не похоже, что его привезли римские легионеры, поскольку вторжения Рима в эту часть Скандинавии были очень ограничены. Другая возможность заключается в том, что этот бюст был ранее добычей викингов из Галлии или Британии, поскольку золотая или серебряная диадема, украшавшая голову, должна была выглядеть привлекательно в качестве трофея. Олаф Вессберг (Olof Vessberg, указ. соч., с. 131) предполагает, что «бюст, возможно, прибыл в Швецию вместе с неким шведским путешественником по Италии в XVIII веке», в ходе большого путешествия короля Густава III (1746—
Olof Vessberg, “Ett furstpoträtt från julisk-claudisk tid”, Konsthistorisk Tidskrift, том 16, 1947, стр. 126—
E. Boucher-Colozier, Libyca (Arch.-Epigr.), том 1, 1953, с. 30, ном. 22.
J. Mazard and M. Leglay, Les portraits antiques du Musée St. Gsell d’après les sculptures et les monnaies, Algiers, 1958, с. 22, ном. 35.
F. Chamoux, Mélanges d’archéologie et d’histoire offerts à André Piganiol, том. I, Paris, 1966, с. 399, ном. 2.
J. Boube, Bulletin d’archéologie marocaine, том 6, 1966, с. 98, ном. 17.
Klaus Fittschen, “Die Bildnisse der mauretanischen Könige und ihre stadtrömischen Vorbilder”, Madrider Mitteilungen, том 15, 1974, с. 158, CI, pl. 23, b-d.
Heinz Günter Horn and Christoph B. Rüger, Die Numider. Reiter und Könige nördlich der Sahara, каталог выставки в Земельном музее Бонна, с 29 ноября 1979 по 29 февраля 1980, Кельн и Бонн, 1979, стр. 20—
Kate de Kersauson, Musée du Louvre. Catalogue des portraits romains, Том I: Portraits de la république et d’époque julio-claudienne, Paris, 1986, стр. 126 и 130
R. R. R. Smith, Hellenistic Royal Portraits, Oxford, 1988, с. 179, ном. 129(I).
Wolf-R. Megow, “Zwei frühkaiserzeitliche Kameen mit Diademträgern: Überlegungen zum Kameenschnitt am Übergang vom Hellenismus zur römischen Zeit”, Antike Kunst, том 42, 1999, стр. 84—