Пирам и Фисба.
Пафос, Археологический парк.
Фисба, скрыв лицо под покрывалом, прибыла на место первой и села ждать своего возлюбленного под шелковицей, покрытой белыми плодами. Вдруг утолить жажду в источнике явилась львица, только что с охоты, с обагренными кровью клыками. Испуганная Фисба бросилась в ближайшую пещеру, но на бегу потеряла покрывало, которое львица схватила и растерзала окровавленными клыками.
Приблизившись к месту встречи, Пирам заметил звериные следы, и его худшие опасения подтвердились, когда он увидел окровавленную вуаль. Считая Фисбу мертвой и не в силах вынести горя, Пирам достал меч и вонзил его себе в бок. Затем, последним усилием, он вытащил меч из раны. У него хлынула кровь, которая обрызгала плод дерева, придав ему темно-пурпурный цвет.
Тем временем Фисба, оправившись от испуга, вышла из своего убежища и оказалась перед телом Пирама. В ужасе и отчаянии она схватила его меч и бросилась на него. Перед смертью она молила о том, чтобы их тела были похоронены в одной гробнице, и о том, чтобы дерево, под которым разыгралась трагедия, приносило плоды темного и скорбного оттенка в память об их несчастной любви. И действительно, сообщает нам Овидий, прах двух влюбленных покоится вместе, в одной урне, а ягоды шелковицы с тех пор всегда, созревая, приобретают темно-пурпурный цвет.
На этой мозаике мы видим именно тот момент, когда Фисба, охваченная ужасом, стремится укрыться от дикого зверя — леопарда, а не львицы Овидия. Напротив нее находится не возлюбленный Фисбы, а фигура речного бога, над которой написано имя Пирам. Он изображен в характерной для речного божества позе: полулежа рядом с перевернутым кувшином, из которого обильно льется вода. Его голова увенчана водорослями, а в левой руке он держит тростник. В вытянутой правой руке он держит cornucopia (рог изобилия), символ благодетельного влияния реки на сельское хозяйство. Как сказано выше, здесь мы являемся свидетелями ошибки мастера мозаики, который вместо возлюбленного Фисбы изобразил другого Пирама, реку в Киликии, в Малой Азии (упомянутую Страбоном, XII. 2. 4).