Икарий
Дом Диониса. Конец II в. н. э.Пафос, Археологический парк

Икарий.

Дом Диониса. Конец II в. н. э.

Пафос, Археологический парк.

Описание:
Соглас­но одним антич­ным авто­рам, Ика­рий был царем Афин, но соглас­но дру­гим — садов­ни­ком, и имен­но тако­вым он, види­мо, и изо­бра­жен на дан­ной моза­и­ке. Ика­рий пред­ло­жил госте­при­им­ство Дио­ни­су, когда послед­ний посе­щал Афи­ны, и вза­мен бог научил его выра­щи­вать вино­град и полу­чать из его пло­дов вино, позна­ко­мив таким обра­зом чело­ве­че­ство с вино­гра­дар­ст­вом. Одна­ко Дио­нис пред­у­пред­ил Ика­рия, чтобы тот как сле­ду­ет пря­тал вино, ина­че его и его семью постигнет беда. К несча­стью, Ика­рий не внял сове­ту бога и, воз­вра­ща­ясь домой после пер­во­го сбо­ра вино­гра­да, пред­ло­жил немно­го сво­его дра­го­цен­но­го напит­ка несколь­ким пас­ту­хам, слу­чай­но про­хо­див­шим мимо. Пас­ту­хи опья­не­ли и, счи­тая себя отрав­лен­ны­ми, напа­ли на Ика­рия и уби­ли его. Таков был печаль­ный конец пер­во­го чело­ве­ка, при­гото­вив­ше­го вино, и эта исто­рия, веро­ят­но, была нароч­но, из-за сво­ей мора­ли, избра­на для укра­ше­ния дан­ной части пор­ти­ка.

Сце­на, пред­став­лен­ная на моза­и­ке, — это момент пря­мо перед тра­геди­ей. В цен­тре Ика­рий дер­жит пово­дья повоз­ки, гру­жен­ной меха­ми с вином, кото­рую везут быки. Далее впра­во мы видим двух муж­чин, обо­зна­чен­ных в над­пи­си как «пер­вые вино­пий­цы». Один из них, опья­нен­ный вином, лежит на зем­ле, при­сло­нив­шись к меху с вином. Вто­рой еще пыта­ет­ся удер­жать­ся на ногах и пьет из чаши.

Сле­ва сам бог вина, Дио­нис, сидит на ска­мье, дер­жа вино­град­ную кисть. Кажет­ся, что он пред­ла­га­ет ее ним­фе Акме, сидя­щей напро­тив него и пью­щей вино из куб­ка. Обе фигу­ры увен­ча­ны вино­град­ны­ми листья­ми и яго­да­ми. Акме не явля­ет­ся извест­ным пер­со­на­жем гре­че­ской мифо­ло­гии, но ее иден­ти­фи­ка­ция удо­сто­ве­ря­ет­ся над­пи­сью над ее голо­вой. По-гре­че­ски это имя озна­ча­ет куль­ми­на­цию или завер­ше­ние (обыч­но века), и труд­но не счесть ее при­сут­ст­вие здесь сим­во­ли­че­ским. Если это так, то она долж­на обо­зна­чать душев­ное состо­я­ние, вызван­ное над­ле­жа­щим и уме­рен­ным употреб­ле­ни­ем вина. Дей­ст­ви­тель­но, кажет­ся, что Ика­рий ука­зы­ва­ет на нее в доволь­но мно­го­зна­чи­тель­ной мане­ре. Два пья­ных пас­ту­ха с дру­гой сто­ро­ны могут тогда сим­во­ли­зи­ро­вать беды, к кото­рым ведет неуме­рен­ное употреб­ле­ние вина. Конеч­но, это толь­ко гипо­те­за, но труд­но избе­жать такой интер­пре­та­ции моза­и­ки, нахо­дя­щей­ся на пути в сто­ло­вую.


Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 40—41.
Ключевые слова: мозаика греческая мозаичный икарий садовник виноделие