Исцеление больного.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
67. Вотивный рельеф
Рельеф представляет очень хорошо скомпонованное изображение сцены исцеления. В центре большое дерево протягивает голые ветви, на которых, возможно, были нарисованы листья (Reutersvärd 1960, 54). Большая змея обвивается вокруг ствола дерева, по-видимому, выползая из дупла в дереве, и тянет голову к главному действующему лицу: бородатому мужчине, лежащему на носилках, которые несут трое юношей. Мужчина болен, он опирается локтем на подушку и поднимает опухшую (?) правую ногу к змее, к которой он также поднимает свою правую руку. Сцену обрамляют два юноши, бросающие в сторону змеи камни: правый обнажен, не считая небольшого плаща на плече, в то время как на левого наброшен длинный плащ. В центре композиции находятся рука и нога больного и голова змеи. Носильщики носилок, два слева и один справа, — зеркальные копии друг друга, а их ноги вместе с левой ногой правого камнеметателя составляют прекрасное зигзагообразное обрамление с каждой стороны от главной сцены. Два камнеметателя также выполнены полностью зеркально: один виден спереди, другой сзади.
Изображение уникально и интерпретируется по-разному, в зависимости от того, как каждый трактует: ставят ли молодые люди носилки или поднимают их, бросают ли юноши камни в змею, чтобы прогнать ее, или в дерево, чтобы вызвать змею. Липпольд считает, что сцена происходит в местном святилище в Македонии, где змея очень популярна. В любом случае, больного доставляют к месту, где в дереве живет змея; он приветствует змею, от которой ожидает исцеления своей больной ноги, и просит, чтобы юноши опустили его, указывая на дерево и, возможно, восклицая: «Это здесь!». Было бы странно, если бы юноши бросали камни в змею, которая является перевоплощением Асклепия, поэтому кажется более вероятным, что они хотели вызвать змею. Мы видим две сцены, одну позади другой. На заднем плане двое юношей бросают камни в дерево, чтобы вызвать змею, в то время, как носильщики подходят вместе с больным, который радуется при виде своей исцелительницы.
По всей видимости, это вотивный рельеф, установленный в святилище исцеления в Македонии вылечившимся человеком. Рельеф низкий, и детали тщательно вырезаны. Интересная деталь: две фигуры справа плавно переходят друг в друга, словно это одна фигура.
Конец V в. до н. э.
Inv. No. 2308
Крупнозернистый белый мрамор.
Выс. 56 см, дл. 72 см.
Поверхность выветрившаяся, все головы, кроме правого камнеметателя, сильно повреждены. Внизу и по бокам широкой полосой следы красной краски. Бортик, аккуратно законченный вверху, внизу вырезан грубо.
Приобретен в 1908 г. из Салоник.
Библиография:
F. Poulsen 1951, Cat. 233a; U. Hausmann, Kunst und Heiltum (Potsdam 1948) 53, 58, K 14, pl. 3; Lippold in: Studies Robinson (1951) 648—
U. Hausmann, Kunst und Heiltum (Potsdam 1948) 53, 58, K 14, pl. 3;
Lippold in: Studies Robinson (1951) 648—
Reutersvärd 1960, 54;
Hamperl, AA (1963) 90—
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1995 г. Описание: M. Moltesen. Catalogue. Greece in the Classical Period. Ny Carlsberg Glyptotek, 1995, pp. 130, cat. no. 67.