Аполлон и Дафна
Дом Диониса. Конец II в. н. э.Пафос, Археологический парк
Аполлон и Дафна.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
Описание:
Последняя панель иллюстрирует миф об Аполлоне и Дафне, один из самых известных и любимых мифов античности. Здесь нет надписей, поясняющих действие, но ни для кого не составит труда идентифицировать действующих лиц. Нимфа Дафна, дочь реки Пенея, поклялась вечно хранить целомудрие. Однако бог Аполлон влюбился в нее, и, не сумев склонить ее к согласию на свои просьбы, попытался схватить ее силой. «Так же дева и бог, — тот страстью, та страхом гонимы. // Все же преследователь, крылами любви подвигаем, // В беге быстрей» (Овидий, «Метаморфозы», книга I). В этой безумной погоне они достигли вод Пенея, и когда Аполлон уже готов был схватить свою жертву, Дафна взмолилась к отцу о помощи. Неожиданно ее ноги приросли к земле, тело покрылось корой, а руки и волосы превратились в ветви и листья. Итак, она превратилась в лавровое дерево, растение, которое в греческом языке до сих пор носит ее имя, Дафна. Аполлон сохранил любовь к Дафне даже после ее превращения. Поэтому он избрал лавр своим священным деревом, а его гирлянды с тех пор делались из листьев лавра. Также он решил, что, подобно тому, как его голова вечно молода, так и дерево будет вечно зеленым и никогда не лишится листвы.
На мозаике мы видим момент, когда Дафна прирастает к земле, ее ноги превращаются в дерево. Она стоит рядом со своим отцом Пенеем, представленным как речное божество в таком же образе, какой уже встречался на панели Пирама и Фисбы. Справа Аполлон, еще бегущий с луком в руке, изумленно указывает на превращение. За его правым плечом можно увидеть стрелы, еще в колчане.
На мозаике мы видим момент, когда Дафна прирастает к земле, ее ноги превращаются в дерево. Она стоит рядом со своим отцом Пенеем, представленным как речное божество в таком же образе, какой уже встречался на панели Пирама и Фисбы. Справа Аполлон, еще бегущий с луком в руке, изумленно указывает на превращение. За его правым плечом можно увидеть стрелы, еще в колчане.
Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 44—45.