Урна-канопа в виде персонажа, сложившего на груди руки
Терракота. VI в. до н. э.Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Урна-канопа в виде персонажа, сложившего на груди руки.
Терракота. VI в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
Описание:
Мастерство скульпторов, обращавшихся ко все более сложным пластическим задачам, постоянно совершенствовалось, хотя порой и заметны вызванные традицией повторы сюжетных типов. Пеплохранильницы из Кьюзи VI века до н. э. отличаются от урн VII века до н. э. не только большей детализацией и усложнением форм, но прежде всего усилившейся эмоциональностью в лицах, движениях рук: порой глиняные изваяния оживлялись бронзовыми или золотыми серьгами, для которых проделывались отверстия в мочках ушей, или украшениями иного типа, крепившимися с помощью углублений по краям лица. Замечательна урна в виде толстяка, прижавшего в жесте отчаяния руки к груди и запрокинувшего назад голову (ил. 80). Погребальные урны Кьюзи неповторимы, каждая выражает личные чувства, возможно диктовавшиеся заказчиком. Трудно говорить здесь о портретности: лица предельно обобщены и упрощены. Но возможно, что в каждой из урн отразились присущие определенному человеку черты характера, настолько они своеобразны. В этих обобщенных и порой грубо исполненных произведениях закладывались основы индивидуального отношения к чувствам людей, развившегося в этрусских портретах [с.138] III—I веков до н. э., а позднее с необычайной яркостью воплотившегося в римских бюстах и статуях.
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 136—138, ил. 80.