Суд над Орестом
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.3,9 × 2,9 см.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Суд над Орестом.
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
3,9 × 2,9 см.
3,9 × 2,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Яркий образец малоазийского стиля. Бурное выражение чувств, не без утрировки и чисто театральных эффектов, римляне так и называли «азианским стилем». Камея, построенная на динамичной пластике и контрастах цвета, воссоздает центральную часть утраченной картины ионийского художника Тиманфа (IV в. до н. э.). Афина опускает камешек в урну для голосования, рядом с ней — Аполлон, весь напрягся в ожидании Орест, обвиняемый в убийстве матери; за ним — замерла его сестра Электра. На основании других повторений мы знаем, что в оригинале перед Афиной находились еще фигуры двух богинь мщения с факелами, а между Электрой и статуей Паллады — фигура отвернувшегося в отчаянии Пилада.
Глубокая резьба игрой светотени усиливает драматическую картину, накал страстей подчеркнут контрастами колорита: коричневого фона, белых фигур. От верхнего рыжеватого слоя агата мастер оставил лишь одно яркое пятно — эгиду на груди Афины. В сравнении с камеями «александрийского рококо» правомочно относить подобные работы к «малоазийскому барокко».
Глубокая резьба игрой светотени усиливает драматическую картину, накал страстей подчеркнут контрастами колорита: коричневого фона, белых фигур. От верхнего рыжеватого слоя агата мастер оставил лишь одно яркое пятно — эгиду на груди Афины. В сравнении с камеями «александрийского рококо» правомочно относить подобные работы к «малоазийскому барокко».
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 62—63, № 19.