Дионис на колеснице
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,1 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Дионис на колеснице.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,1 × 2,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
К мастер­ской рез­чи­ка Сост­ра­та, работав­ше­го при дво­ре Клео­пат­ры VII, мож­но отне­сти эту камею. Колес­ни­ца слов­но парит в возду­хе, отды­хаю­щий Дио­нис заки­нул пра­вую руку на голо­ву, его дви­же­нию вто­рит кен­тавр, пате­ти­че­ски под­няв­ший взор ввысь, кен­таврес­са бьет в бубен, скач­ка-галоп пре­вра­ща­ет­ся в экс­та­ти­че­ский танец.

Мастер, может быть сам Сострат, мяг­ко моде­ли­ру­ет фор­мы, утон­чая белый слой ага­та, так что он ста­но­вит­ся голу­бо­ва­тым. Трех­фи­гур­ная груп­па кон­струк­тив­но ясна и, чет­ко отде­лен­ная цве­том от корич­не­во­го фона, лег­ко чита­ет­ся даже на рас­сто­я­нии. От верх­не­го, третье­го, слоя ага­та, тща­тель­но счи­щен­но­го рез­чи­ком, оста­лись лишь корич­не­ва­тые пят­на на коле­нях Дио­ни­са, на ногах и кру­пе кен­тав­ра.

По мыс­ли созда­те­ля этой мини­а­тю­ры из ага­та она долж­на была отра­жать состо­я­ние дио­ни­сий­ско­го экс­та­за, осо­бо­го твор­че­ско­го настроя души чело­ве­ка в момент рас­кре­по­ще­ния чувств. Имен­но за эти свой­ства гре­ки дали богу вина сакраль­ный эпи­тет — Осво­бо­ди­тель.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 64—65, № 20.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca дионис dionysus эллинистический египет египетский египетская египетское египетские кентавр кентавры кентавра кентавров centaurus centauri камея камеи сардоникс на колеснице запряженной кентаврами кентавресса колесница вакх бахус тирс резчик сострат круг сострата sostrates