Западный фасад Алтаря Мира, обращенный к Марсову полю
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
Западный фасад Алтаря Мира, обращенный к Марсову полю.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
Описание:
Алтарь Мира по существу состоит из ограждения, окаймляющего mensa, собственно сам жертвенный алтарь, где приносились жертвы. Поэтому алтарь имеет форму меньшего храма, согласно описанию, данному Фестом: «Меньшие храмы строятся авгурами путем ограждения выбранной территории деревянными планками или тканью, так, чтобы остался лишь один вход, и освящения территории по установленным формулам. Итак, храм — это огражденное и освященное место с входом с одной стороны и прочно установленными в земле угловыми опорами» (Lindsay, 1913). За исключением входа, который в нашем случае является двойным — на восточной и западной сторонах, — такое определение очень подходит Алтарю Мира и объясняет не только огражденную территорию, окруженную четырьмя угловыми столбами, но также и внутреннюю отделку, нижняя часть которой единодушно признается воспроизведением деревянного забора, огораживавшего место, «освященное» священными формулами.
(...)
Огороженная территория стоит на практически квадратном мраморном фундаменте, насчитывающем 11,630 метров на открытых участках и 10,625 метров на северной и южной сторонах. В 1938 г., когда раскопки были завершены, часть памятника было решено оставить под Палаццо Фиано, за исключением некоторых больших плит, которые в качестве образцов были заново вставлены в западную часть, под панель с Луперкалом, в соответствии с северным фризом с процессией. Оставшиеся части были восстановлены в соответствии с оригинальными формой и размером в каррарском мраморе.
Над фундаментом ограждение возвышается примерно на 6,3 метров. Его внешняя сторона разделена на две зоны или декоративных выступа: нижний с архитектурным декором из листьев аканта, верхний — с фигурными рельефами. Выступы разделены каймой, высотой 33 см, с меандром, или, говоря более точно, с орнаментом в виде свастики на внешней стороне и с орнаментом в виде пальметт на внутренней стороне. Эта полоса, которая была в значительной степени восстановлена на основе нескольких оригинальны фрагментов, спасенных при раскопках в 1903 и 1937—1938 годах, идет по четырем сторонам алтаря, прерываясь только четырьмя колоннами, отмечающими углы ограждения. Монументальные размеры полосы заставляют предположить, что она имеет какую-то смысловую ценность, о чем свидетельствуют пальметты, которые часто символически ассоциируются с празднованием побед. Что касается меандра, орнаментального узора, который начал широко распространяться в августовский период, то было замечено, что обычно этот узор ассоциируется с мифическими сценами Троянского контекста; следовательно, они могут быть сознательным намеком, «непрерывным и сознательным, как минимум, в императорский период», на истоки Рима (Polito 2002). Это, однако, не исключает более раннего символического значения свастики, которая в Трое — где узор был широко распространен, как показали современные раскопки со времени Шлимана — так же, как и в других восточных, или даже этрусско-италийских религиозных контекстах, была символом солнца и цикла его жизненной энергии. Такая связь, следовательно, имеет очень большое значение, как при рассмотрении форм августовской пропаганды, так и в более узком контексте Алтаря Мира, где меандр используется для отграничения уровня, на котором изображена природа в виде растений и животных, от людей и мифического мира, изображенного выше. На верхнем уровне ограждения вдоль южной и северной частей представлен ряд исторических фигур, а на четырех панелях по бокам от проходов много мифических сцен. Расположение панелей представляется важным. Фактически любой, кто приблизился бы к монументу с западного фасада, видел два важнейших момента предыстории Рима: справа — Энея, приносящего жертвы пенатам, предкам из Трои, слева — сцену обнаружения Ромула и Рема перед Марсом, который через них является предком всех римлян. Тот, кто приблизился бы к монументу с восточного фасада или по Фламиниевой дороге, оказался бы перед совмещенным изображением Победоносной Ромы и Теллус, что символизирует благополучие нынешнего Золотого века. Этот же сюжет позволяет дальнейшие предположения: с северной стороны, обращенной к внешней границе города, любой может восхититься местными римскими корнями и военной доблестью, переданной в мифе (Марс—Рома); с южной стороны, обращенной к внутренней границе города, представлены троянское происхождение и доблести, проявляемые в мирное время (Эней —Теллус).
Сам алтарь, на котором приносили в жертву животных и совершали возлияния вином, занимает почти все огороженное пространство, от которого отделен проходом чуть шире метра. Следует упомянуть, что пол в этой комнате был слегка наклонен в сторону выхода, чтобы облегчить слив как дождевой воды, так и воды, использовавшейся для омовений после жертвоприношений, через двенадцать водостоков, которые открывались по периметру возвышения.
Архитектура внутреннего алтаря довольно сложна. Его нижняя часть, высотой около 1,20 метров, состоит из четырехступенчатого возвышения в форме усеченной пирамиды. На возвышении, на метр выше, стоит вторая база с еще четырьмя ступенями на западном фасаде. На высоте, этих восьми ступеней стоял алтарь, огражденный двумя боковыми выступами. Жрец подходил к алтарю, преодолев десять ступеней внешней лестницы, что вела вверх с Марсового поля, затем в ограждении преодолевал еще восемь, чтобы достичь жертвенника, на 3,25 метров поднятого над проходом. Исключая ступени, весь внутренний алтарь, конечно, должны были щедро украсить рельефами, но, так как один из фундаментов Палаццо Фиано стояло ровно в его центре, от древнего великолепия осталось очень мало. Скудное свидетельство, которое почти полностью было спасено во время раскопок 1937—1938 гг., представлено двумя прекрасными венчающими плитами, с акротериями с растительными спиралями и крылатыми львами, которые находились на вершине коротких сторон жертвенника. В нижней части эти плиты украшены частично сохранившимися фризами, на которых изображены жертвоприношения; возможно, как это несколько раз предполагали, это жертвоприношение в честь Мира Августа, учрежденное сенатом, которое должны были праздновать каждый год тридцатого января, в день освящения алтаря.
(...)
Огороженная территория стоит на практически квадратном мраморном фундаменте, насчитывающем 11,630 метров на открытых участках и 10,625 метров на северной и южной сторонах. В 1938 г., когда раскопки были завершены, часть памятника было решено оставить под Палаццо Фиано, за исключением некоторых больших плит, которые в качестве образцов были заново вставлены в западную часть, под панель с Луперкалом, в соответствии с северным фризом с процессией. Оставшиеся части были восстановлены в соответствии с оригинальными формой и размером в каррарском мраморе.
Над фундаментом ограждение возвышается примерно на 6,3 метров. Его внешняя сторона разделена на две зоны или декоративных выступа: нижний с архитектурным декором из листьев аканта, верхний — с фигурными рельефами. Выступы разделены каймой, высотой 33 см, с меандром, или, говоря более точно, с орнаментом в виде свастики на внешней стороне и с орнаментом в виде пальметт на внутренней стороне. Эта полоса, которая была в значительной степени восстановлена на основе нескольких оригинальны фрагментов, спасенных при раскопках в 1903 и 1937—
Сам алтарь, на котором приносили в жертву животных и совершали возлияния вином, занимает почти все огороженное пространство, от которого отделен проходом чуть шире метра. Следует упомянуть, что пол в этой комнате был слегка наклонен в сторону выхода, чтобы облегчить слив как дождевой воды, так и воды, использовавшейся для омовений после жертвоприношений, через двенадцать водостоков, которые открывались по периметру возвышения.
Архитектура внутреннего алтаря довольно сложна. Его нижняя часть, высотой около 1,20 метров, состоит из четырехступенчатого возвышения в форме усеченной пирамиды. На возвышении, на метр выше, стоит вторая база с еще четырьмя ступенями на западном фасаде. На высоте, этих восьми ступеней стоял алтарь, огражденный двумя боковыми выступами. Жрец подходил к алтарю, преодолев десять ступеней внешней лестницы, что вела вверх с Марсового поля, затем в ограждении преодолевал еще восемь, чтобы достичь жертвенника, на 3,25 метров поднятого над проходом. Исключая ступени, весь внутренний алтарь, конечно, должны были щедро украсить рельефами, но, так как один из фундаментов Палаццо Фиано стояло ровно в его центре, от древнего великолепия осталось очень мало. Скудное свидетельство, которое почти полностью было спасено во время раскопок 1937—
Источники:
© Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 22—24.