Южная венчающая плита жертвенного стола, фрагмент фриза с фламином и задрапированной фигурой
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)

Южная венчающая плита жертвенного стола, фрагмент фриза с фламином и задрапированной фигурой.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
От восточ­но­го внут­рен­не­го фри­за, про­ти­во­по­лож­но­го фри­зу с вестал­ка­ми, сох­ра­нил­ся лишь фраг­мент; одна­ко, этот обра­зец очень важен, если опо­знать в изо­бра­жен­ных на нем фигу­рах, сле­дуя интер­пре­та­ции Морет­ти, фла­ми­на, а в пер­со­на­же в тоге и под пок­ры­ва­лом — само­го Авгу­ста, пред­став­лен­но­го, воз­мож­но, в долж­но­сти вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, кото­рую он полу­чил в 12 г. до н. э., после смер­ти преды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, три­ум­ви­ра Мар­ка Эми­лия Лепида. Это весь­ма веро­ят­ная гипо­те­за, но совер­шен­но не оче­вид­ная. Конеч­но, долж­ность пон­ти­фи­ка была пре­стиж­ней­шей из рели­ги­оз­ных долж­но­стей Рима: пон­ти­фик был пат­ро­ном куль­тов и государ­ст­вен­ной рели­гии, ответ­ст­вен­ным за культ Капи­то­лий­ской три­а­ды, в его веде­нии нахо­дил­ся офи­ци­аль­ный пере­чень ауспи­ций (annales maximi), он назна­чал веста­лок и фла­ми­нов и, фак­ти­че­ски, был посред­ни­ком, на кото­ро­го рим­ляне пола­га­лись в деле сох­ра­не­ния pax deorum, сог­ла­сия меж­ду дей­ст­ви­я­ми людей и волей богов. В этом смыс­ле при­сут­ст­вие его на алта­ре Мира пред­став­ля­ет­ся вер­ным и логич­ным. Но Август при­нял эту пожиз­нен­ную долж­ность — кото­рой обла­дал Юлий Цезарь и кото­рая после смер­ти Цеза­ря была по неза­кон­ной про­цеду­ре пере­да­на Лепиду — толь­ко после смер­ти преж­не­го пон­ти­фи­ка, то есть тогда, когда алтарь Мира уже стро­ил­ся. Прин­цепс сам выра­зи­тель­но упо­ми­на­ет это собы­тие в Дея­ни­ях (10,2): «Вели­ким пон­ти­фи­ком я отка­зал­ся стать вме­сто живо­го кол­ле­ги, когда народ под­но­сил мне этот жре­че­ский сан, кото­рый имел мой отец. Этот жре­че­ский сан я при­нял несколь­ко лет спу­стя, когда умер тот, кто им овла­дел, вос­поль­зо­вав­шись вол­не­ни­я­ми граж­дан, при­чем со всей Ита­лии на народ­ное собра­ние для мое­го избра­ния собра­лось такое мно­же­ство наро­да, како­го, как рас­ска­зы­ва­ют, нико­гда до это­го вре­ме­ни не было».
Если допу­стить хро­но­ло­ги­че­ское несов­па­де­ние, две малень­кие фигу­ры на запад­ной вен­чаю­щей пли­те жерт­вен­ни­ка в этом слу­чае будут наме­кать на совре­мен­ное собы­тие основ­ной зна­чи­мо­сти, начи­ная с кото­ро­го сам пон­ти­фи­кат изме­нит свою при­ро­ду, транс­фор­ми­ру­ясь из выбор­ной долж­но­сти в почет­ный титул, на кото­рый, начи­ная с Авгу­ста, будет иметь пра­во каж­дый импе­ра­тор.

Источники:
© Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 24, 29.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф алтарь мира августа августова ara pacis augustae августов мир жертвенный стол жертвоприношение фламин задрапированная фигура волюта завиток горизонтальный кронштейн консоль