Южная венчающая плита жертвенного стола, фрагмент фриза с фламином и задрапированной фигурой
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
Южная венчающая плита жертвенного стола, фрагмент фриза с фламином и задрапированной фигурой.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
Описание:
От восточного внутреннего фриза, противоположного фризу с весталками, сохранился лишь фрагмент; однако, этот образец очень важен, если опознать в изображенных на нем фигурах, следуя интерпретации Моретти, фламина, а в персонаже в тоге и под покрывалом — самого Августа, представленного, возможно, в должности верховного понтифика, которую он получил в 12 г. до н. э., после смерти предыдущего понтифика, триумвира Марка Эмилия Лепида. Это весьма вероятная гипотеза, но совершенно не очевидная. Конечно, должность понтифика была престижнейшей из религиозных должностей Рима: понтифик был патроном культов и государственной религии, ответственным за культ Капитолийской триады, в его ведении находился официальный перечень ауспиций (annales maximi), он назначал весталок и фламинов и, фактически, был посредником, на которого римляне полагались в деле сохранения pax deorum, согласия между действиями людей и волей богов. В этом смысле присутствие его на алтаре Мира представляется верным и логичным. Но Август принял эту пожизненную должность — которой обладал Юлий Цезарь и которая после смерти Цезаря была по незаконной процедуре передана Лепиду — только после смерти прежнего понтифика, то есть тогда, когда алтарь Мира уже строился. Принцепс сам выразительно упоминает это событие в Деяниях (10,2): «Великим понтификом я отказался стать вместо живого коллеги, когда народ подносил мне этот жреческий сан, который имел мой отец. Этот жреческий сан я принял несколько лет спустя, когда умер тот, кто им овладел, воспользовавшись волнениями граждан, причем со всей Италии на народное собрание для моего избрания собралось такое множество народа, какого, как рассказывают, никогда до этого времени не было».
Если допустить хронологическое несовпадение, две маленькие фигуры на западной венчающей плите жертвенника в этом случае будут намекать на современное событие основной значимости, начиная с которого сам понтификат изменит свою природу, трансформируясь из выборной должности в почетный титул, на который, начиная с Августа, будет иметь право каждый император.
Если допустить хронологическое несовпадение, две маленькие фигуры на западной венчающей плите жертвенника в этом случае будут намекать на современное событие основной значимости, начиная с которого сам понтификат изменит свою природу, трансформируясь из выборной должности в почетный титул, на который, начиная с Августа, будет иметь право каждый император.
Источники:
© Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 24, 29.