Деталь верхнего выступа внутреннего ограждения
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)

Деталь верхнего выступа внутреннего ограждения.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
Так­же верх­ний внут­рен­ний выступ, с фесто­на­ми, состо­я­щи­ми из бычьих чере­пов (bucrania), разде­ля­е­мых пате­ра­ми, или риту­аль­ны­ми мел­ки­ми чаша­ми, по-види­мо­му, напо­ми­на­ет орна­мент, поме­щав­ший­ся на дере­вян­ный забор, кото­рый, воз­мож­но, укра­шал­ся гир­лян­да­ми, закреп­ля­е­мы­ми при помо­щи vittae, или свя­щен­ных повя­зок, и чере­пов живот­ных.

Внут­рен­няя отдел­ка стен ограж­де­ния, сле­до­ва­тель­но, — это нечто вро­де визу­аль­но­го упо­ми­на­ния о фор­мах арха­и­че­ско­го риту­а­ла, в соот­вет­ст­вии с поли­ти­кой рели­ги­оз­ной рестав­ра­ции, про­во­див­шей­ся Авгу­стом; в то же вре­мя сим­во­ли­че­ская цен­ность орна­мен­таль­ных эле­мен­тов силь­но под­черк­ну­та: глав­ным обра­зом в цик­ли­че­ской после­до­ва­тель­но­сти фесто­нов — чрез­вы­чай­но бога­то укра­шен­ных коло­сья­ми пше­ни­цы, гроз­дья­ми ягод и фрук­тов всех сезо­нов, а так­же рас­те­ни­я­ми, как куль­тур­ны­ми (ячмень, вино­град, олив­ки, фиги, ябло­ки, гру­ши, виш­ни и грец­кие оре­хи), так и дики­ми (сос­но­вые шиш­ки, дуб, лавр, маки и плющ), и чере­па­ми быков, про­сто голы­ми костя­ми и пусты­ми глаз­ни­ца­ми — это оче­вид­ная ссыл­ка на есте­ствен­ный цикл смер­ти и воз­рож­де­ния.


Источники:
© Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 22, 27.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф алтарь мира августа августова ara pacis augustae священная повязка священные повязки vitta vittae августов мир растительный орнамент пальметта букраний гирлянда лента