Антефикс в виде головы горгоны Медузы
Терракота. Конец VI в. до н. э.Высота — 0,49 м.Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,49 м.
Высота — 0,49 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
Описание:
Узоры на антефиксах, фигурных завершениях каллиптеров, перекрывавших швы между нижними черепицами — соленами, повторялись на протяжении всей длинной стороны храма. Развитие пластических форм этрусских антефиксов идет от обобщенных к более детальным и выразительным в конце VI века до н. э. Ликами горгоны Медузы с широко разинутой пастью, высунутым языком, кольцами змеек вокруг головы скульпторы любили украшать антефиксы. Выпученные глаза и взметнувшиеся брови демонического существа передают в экспрессивных формах его ярость (ил. 84, 85).
[с.144] Такие художественные завершения обычных черепиц несли, по существу, несколько смысловых нагрузок. Во-первых, антефиксы, изображавшие демонов, были своего рода апотропеями-оберегами, защищавшими дом божества от злых сил. К ним восходят как к далеким прообразам средневековые химеры, позднее в изобилии украшавшие перекрытия европейских соборов. В то же время велико декоративное значение антефиксов: извивающиеся волосы горгоны или другие подобные детали воспринимались рядом со спокойными гладями стен как оживлявший облик храма узор. На поверхности антефиксов сохранились к тому же следы краски: зрачки, волосы, брови, губы горгоны и других персонажей были тонированы, чем повышалась нарядность здания. И наконец, антефиксы, со страшными ликами горгоны, служили нередко водостоками: через разинутую пасть чудовища с крыш сбегала дождевая вода. В таких этрусских памятниках выступало тесное единство их функциональной, сюжетно-смысловой и декоративной сущности, свойственное многим античным произведениям.
[с.144] Такие художественные завершения обычных черепиц несли, по существу, несколько смысловых нагрузок. Во-первых, антефиксы, изображавшие демонов, были своего рода апотропеями-оберегами, защищавшими дом божества от злых сил. К ним восходят как к далеким прообразам средневековые химеры, позднее в изобилии украшавшие перекрытия европейских соборов. В то же время велико декоративное значение антефиксов: извивающиеся волосы горгоны или другие подобные детали воспринимались рядом со спокойными гладями стен как оживлявший облик храма узор. На поверхности антефиксов сохранились к тому же следы краски: зрачки, волосы, брови, губы горгоны и других персонажей были тонированы, чем повышалась нарядность здания. И наконец, антефиксы, со страшными ликами горгоны, служили нередко водостоками: через разинутую пасть чудовища с крыш сбегала дождевая вода. В таких этрусских памятниках выступало тесное единство их функциональной, сюжетно-смысловой и декоративной сущности, свойственное многим античным произведениям.
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 143—144, ил. 85.