Антефикс в виде Тифона
Терракота. Конец VI в. до н. э.Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия

Антефикс в виде Тифона.

Терракота. Конец VI в. до н. э.

Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.

Описание:
Обра­ще­ние масте­ров к изо­бра­же­нию мор­ских демо­нов — гор­гон, тифо­на — свя­за­но с боль­шим зна­че­ни­ем моря для этрус­ков, кото­рые слы­ли не толь­ко отлич­ны­ми море­пла­ва­те­ля­ми, но и жесто­ки­ми пира­та­ми. Анте­фикс в виде тифо­на при­над­ле­жит к луч­шим образ­цам деко­ра­тив­но­го убран­ства хра­ма (ил. 88). Ноги чудо­ви­ща упо­доб­ле­ны длин­ным зме­и­ным телам, при­чуд­ли­во [с.148] изви­ваю­щим­ся и окан­чи­ваю­щим­ся голов­ка­ми. Гру­бость низ­мен­ных черт тифо­на, вос­про­из­во­див­ших лицо како­го-нибудь пор­то­во­го раба-груз­чи­ка, явно утри­ро­ва­на скуль­п­то­ром. Тифон — страш­ное кры­ла­тое зме­е­но­гое суще­ство — высту­па­ет здесь как апотро­пей-обе­рег. В то же вре­мя линии силу­эта его фигу­ры при­зва­ны повы­сить сво­им деко­ра­тив­ным харак­те­ром наряд­ность кров­ли. Этрус­ские скуль­п­то­ры, все­гда наход­чи­вые в соче­та­нии прак­ти­че­ско­го и худо­же­ст­вен­но­го, исполь­зо­ва­ли неко­то­рые дета­ли, в част­но­сти пред­ме­ты в руках тифо­на, для повы­ше­ния проч­но­сти рас­по­ла­гав­ше­го­ся высо­ко и [с.150] под­вер­жен­но­го дей­ст­вию силь­ных вет­ров анте­фик­са. Длин­ные боро­ды фан­та­сти­че­ских змей так­же слу­жи­ли укреп­ле­нию их голо­вок.

Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 147—150, ил. 88.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria рельеф рельефы рельефный декор декоративный декоративная декоративное декоративные терракота терракотовый терракотовая антефикс в виде тифона тифон змееногий гигант гиганты