Тесей и Минотавр
Вилла Тесея.Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.Пафос, Археологический парк
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
Описание:
Мозаика украшает комнату 36, которая лежит прямо на продольной оси южного портика дворца. Это кульминационная точка геометрического мозаичного пола самого портика. Комната почти квадратная (6 × 5,50 м ). Ее задняя стена образует обширную апсиду, некогда облицованную мраморными плитами. Украшение пола особенно хорошо подходит к форме комнаты. Два передних угла треугольной формы заполнены цветочным орнаментом: желто-белые лилии склоняются к земле и выделяются на темно-бордовом фоне. Цветы изображены с замечательной свежестью в очень живописном, хотя и не натуралистичном ключе. Остальная часть пола образует круг, в центре которого находится медальон (диаметром 2,20 м ) с изображением мифического поединка Тесея и Минотавра в критском Лабиринте.
Афинский герой Тесей был сыном бога моря Посейдона или афинского царя Эгея и трезенской царевны Этры. В юном возрасте, уже прославившись своими подвигами, Тесей решил сопровождать на Крит афинских заложников, которых отправляли в Кносс каждые семь лет в качестве жертвы Минотавру, жестокому получеловеку-полубыку, живущему в глубинах Лабиринта. Эта тягостная дань была наложена на афинян критским царем Миносом. Юноша решил сразиться с чудовищем. Прибыв на Крит, он получил помощь от Ариадны, дочери царя Миноса, которая влюбилась в прекрасного царевича. Она рассказала Тесею, как войти в Лабиринт, и дала ему клубок ниток, чтобы он смог отметить трудный обратный путь через коридоры Лабиринта. Тесей убил Минотавра, тем самым освободив заложников, и отплыл с Крита вместе с Ариадной.
Мозаика изображает решающий момент борьбы. В отличие от большинства других мозаик на эту тему, известных в разных частях Римской Империи, пафосское изображение не ограничивается главными действующими лицами, т.е., только Тесеем и Минотавром. В центре, в темной пещере, стоит юный герой с палицей в правой руке. Левой он сжимает рог чудовища, уже упавшего на колени. На земле сидит пожилой человек, божество Лабиринта; он смотрит на поединок с ужасом на лице. Сверху, со скал, нависающих над пещерой, победоносного героя приветствуют Ариадна и еще одна женщина, персонификация Крита, в венке, украшенном башнями. Кроме пещеры, которую можно истолковать как глубины Лабиринта, критский Лабиринт изображен на мозаике и другим способом, в форме великолепного обрамления сцены с фигурами. Это обрамление состоит из двух довольно простых геометрических узоров: цепь темно-бордовых и светло-синих ромбов и многоцветный гильош. Ряды ромбов образуют серию меньших кругов, которые, однако, не замкнуты. Каждый из них разделен на сегменты, как бы для того, чтобы оставить извилистый проход между ними. Через эти замысловатые проходы идет гильош — нить Ариадны, — указывая выход из логова Минотавра. Он окружает центральный медальон и ведет к порогу комнаты.
Археологические свидетельства указывают, что напольное покрытие было создано в самом конце III или в начале IV вв. н. э. Однако сцена с фигурами пострадала, вероятно, во время одного из землетрясений IV в. н. э., и должна была восстанавливаться позднее, возможно, в последней четверти этого века. Только стилистические отличия (если пренебречь свидетельством известковой основы) говорят об этой реставрации, выполненной искусными мастерами и демонстрирующей высокий уровень художественного мастерства. Головы и верхние части тел Тесея и персонификации Крита были переработаны. Верхняя часть медальона между Ариадной и персонификацией Крита также была изменена, и простой белый фон, вероятно, заменил головы афинских заложников, которые могли быть там изображены наблюдающими за схваткой из-за скал. Божество Лабиринта и Ариадна, относящиеся к первому периоду, еще близки к ранней стилистической традиции, восходящей к эллинистическим временам. Напротив, головы Тесея и персонификации Крита обнаруживают стиль приближающейся византийской эры. Они напоминают лица христианских святых, изображенных на мозаиках и фресках в первых церквях.
Композиция мозаики с Тесеем представляет особый интерес. В отличие от других мозаик на эту тему, герой изображен здесь в самом центре картины. Культовая обстановка сцены производит странное впечатление, будто фигуры застыли в своих позах. Сцена в целом, несмотря на неотъемлемый драматизм изображенного эпизода, лишена пафоса и экспрессии, встречающихся на более ранних изображениях. Тесей выглядит не заинтересованным в исходе схватки: его огромные глаза устремлены в пространство. Теперь мы находимся в поздней античности, и старые мифы, видимо, изменили свое первоначальное значение. Теперь важен уже не поединок, но абстрактный триумф героя, олицетворяющего трансцендентные добродетели, над злом, представленным Минотавром. Аллегорическое значение подобной сцены понятно, особенно если рассмотреть ее в обстановке официальной резиденции наместника, представляющего императора, который сам являлся безупречной персонификацией всех добродетелей. Стилистические качества фигур как первого, так и второго периода и необычное иконографическое богатство выделяют эту мозаику как исключительное творение. Также она свидетельствует о таланте и изобретательности художников, работавших в то время на Кипре.
Афинский герой Тесей был сыном бога моря Посейдона или афинского царя Эгея и трезенской царевны Этры. В юном возрасте, уже прославившись своими подвигами, Тесей решил сопровождать на Крит афинских заложников, которых отправляли в Кносс каждые семь лет в качестве жертвы Минотавру, жестокому получеловеку-полубыку, живущему в глубинах Лабиринта. Эта тягостная дань была наложена на афинян критским царем Миносом. Юноша решил сразиться с чудовищем. Прибыв на Крит, он получил помощь от Ариадны, дочери царя Миноса, которая влюбилась в прекрасного царевича. Она рассказала Тесею, как войти в Лабиринт, и дала ему клубок ниток, чтобы он смог отметить трудный обратный путь через коридоры Лабиринта. Тесей убил Минотавра, тем самым освободив заложников, и отплыл с Крита вместе с Ариадной.
Мозаика изображает решающий момент борьбы. В отличие от большинства других мозаик на эту тему, известных в разных частях Римской Империи, пафосское изображение не ограничивается главными действующими лицами, т.е., только Тесеем и Минотавром. В центре, в темной пещере, стоит юный герой с палицей в правой руке. Левой он сжимает рог чудовища, уже упавшего на колени. На земле сидит пожилой человек, божество Лабиринта; он смотрит на поединок с ужасом на лице. Сверху, со скал, нависающих над пещерой, победоносного героя приветствуют Ариадна и еще одна женщина, персонификация Крита, в венке, украшенном башнями. Кроме пещеры, которую можно истолковать как глубины Лабиринта, критский Лабиринт изображен на мозаике и другим способом, в форме великолепного обрамления сцены с фигурами. Это обрамление состоит из двух довольно простых геометрических узоров: цепь темно-бордовых и светло-синих ромбов и многоцветный гильош. Ряды ромбов образуют серию меньших кругов, которые, однако, не замкнуты. Каждый из них разделен на сегменты, как бы для того, чтобы оставить извилистый проход между ними. Через эти замысловатые проходы идет гильош — нить Ариадны, — указывая выход из логова Минотавра. Он окружает центральный медальон и ведет к порогу комнаты.
Археологические свидетельства указывают, что напольное покрытие было создано в самом конце III или в начале IV вв. н. э. Однако сцена с фигурами пострадала, вероятно, во время одного из землетрясений IV в. н. э., и должна была восстанавливаться позднее, возможно, в последней четверти этого века. Только стилистические отличия (если пренебречь свидетельством известковой основы) говорят об этой реставрации, выполненной искусными мастерами и демонстрирующей высокий уровень художественного мастерства. Головы и верхние части тел Тесея и персонификации Крита были переработаны. Верхняя часть медальона между Ариадной и персонификацией Крита также была изменена, и простой белый фон, вероятно, заменил головы афинских заложников, которые могли быть там изображены наблюдающими за схваткой из-за скал. Божество Лабиринта и Ариадна, относящиеся к первому периоду, еще близки к ранней стилистической традиции, восходящей к эллинистическим временам. Напротив, головы Тесея и персонификации Крита обнаруживают стиль приближающейся византийской эры. Они напоминают лица христианских святых, изображенных на мозаиках и фресках в первых церквях.
Композиция мозаики с Тесеем представляет особый интерес. В отличие от других мозаик на эту тему, герой изображен здесь в самом центре картины. Культовая обстановка сцены производит странное впечатление, будто фигуры застыли в своих позах. Сцена в целом, несмотря на неотъемлемый драматизм изображенного эпизода, лишена пафоса и экспрессии, встречающихся на более ранних изображениях. Тесей выглядит не заинтересованным в исходе схватки: его огромные глаза устремлены в пространство. Теперь мы находимся в поздней античности, и старые мифы, видимо, изменили свое первоначальное значение. Теперь важен уже не поединок, но абстрактный триумф героя, олицетворяющего трансцендентные добродетели, над злом, представленным Минотавром. Аллегорическое значение подобной сцены понятно, особенно если рассмотреть ее в обстановке официальной резиденции наместника, представляющего императора, который сам являлся безупречной персонификацией всех добродетелей. Стилистические качества фигур как первого, так и второго периода и необычное иконографическое богатство выделяют эту мозаику как исключительное творение. Также она свидетельствует о таланте и изобретательности художников, работавших в то время на Кипре.
Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 57—60.