V в. н. э.Пафос, Археологический парк
Первое купание Ахилла.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
В левой части картины младенец Ахилл сидит на коленях у несколько грубоватой няньки, Анатрофы. Его пустые глаза обращены к зрителю. Анатрофа, изображенная в три четверти, а лицом — в анфас, одета в длинную тунику с плащом, закрывающим колени. Она собирается окунуть Ахилла в воду, налитую в большой цилиндрический таз, который стоит рядом с ложем, где на толстой перине возлежит Фетида. В ногах ложа находится колонна, и еще одна колонна видна за заднем плане. За ними висит серо-белая занавеска, указывающая, что сцена происходит во дворце. Рядом с нянькой изображена женщина по имени Амброзия, несущая воду в золотом кувшине. Царь Пелей сидит на троне по другую сторону ложа, лицом к жене. Он одет в белую тунику и плотный плащ. Его голову окружает белая лента, указывающая на его царское достоинство. В левой руке он держит жезл (скипетр). За троном Пелея стоят три Мойры — Клото, Лахесис и Атропос, — одинаково одетые. На них длинные туники и плащи, обернутые вокруг голов как платки. Клото держит веретено и прялку, Лахесис — диптих, а Атропос изображена с развернутым свитком, на котором начертана жизнь Ахилла.
Иконография напольного покрытия представляет большой интерес. Первое купание новорожденного героя — это тема, часто встречающаяся в римском искусстве, например, на изображениях из жизни Диониса или Александра Великого. Однако на мозаике с Виллы Тесея это простое действие — купание новорожденного — приобретает более глубокое и символическое значение, связывая миф об Ахилле с тщетными людскими попытками достичь бессмертия. Это изображение задает образец для более поздних изображений рождения и первого купания Иисуса Христа, представленных на мозаиках и фресках византийских и средневековых церквей. С художественной точки зрения картина не слишком удачна. Пластическое исполнение фигур далеко не удовлетворительно. Они плоские. Художник явно не сумел создать впечатление объемности с помощью цвета. Передний и задний планы композиции недостаточно четко разграничены. Передний ряд фигур кажется прилипшим к задним фигурам без всякого промежуточного пространства. Вся сцена чрезвычайно статична, торжественна, почти священна. По духу, стилю и композиции она существенно отличается от остальных напольных мозаик виллы. Здесь нам представлено произведение другой эпохи. Видимо, мозаика с Ахиллом была изготовлена в течение V в. н. э. и является самой поздней из всех фигурных изображений виллы.