Детство ДионисаКипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк
Верхняя правая сцена изображает момент, когда младенца Диониса, сидящего на коленях у Гермеса, собираются передать Трофею, его будущему учителю, и нимфам горы Нисы. Три из них готовят ему ванну, а сама Ниса и нянька Анатрофа сидят рядом. Дионис обнажен. Его волосы украшены золотой повязкой и венком из зеленых листьев, а голова окружена серебряно-голубоватым нимбом. Гермес представлен сидящим в величавой позе, подобно императору на троне, до лодыжек укрытым пурпурно-красной мантией. Крылышки на его лбу и ногах облегчают идентификацию, которая затем подтверждается надписью, указывающей его имя. Все остальные фигуры также определяются по именам, написанным греческими буквами. Молодого бога сопровождают три персонификации: Теогония, рождение богов; Нектар и Амброзия, божественная пища, дающая бессмертие. Нимфы в длинных цветных платьях носят на головах зеленые венки, что усиливает дионисическую атмосферу сцены. Две из них украшены ожерельем или браслетами на запястье или плече. Ниса, старшая из них, кроме венка носит широкую золотую диадему. Учитель Трофей одет в короткую тунику и штаны и имеет острые уши силена; на его лысеющей голове венок из зеленых листьев с желтовато-красными цветами. Все участники сцены, кроме одной нимфы, внимательно смотрят на Диониса.
На первый взгляд можно сказать, что эта сцена — одно из многих изображений Гермеса, который по приказу Зевса спасает младенца Диониса после безвременной смерти его матери Семелы и передает его нимфам. Такие сцены встречаются в греческой вазовой живописи в V в. до н. э. и далее, на всевозможных памятниках греческого и римского, а также этрусского и коптского искусства. Однако необычные персонификации, сопровождающие молодого бога, и почтение, с которым Гермес держит божественное дитя, обернув руки тканью, указывают, что эта картина — не просто обычное мифологическое изображение эпизода из детства Диониса.