Декоративный рельеф с храма в Поджо-Буко
Терракота. VI в. до н. э.
Длина — 0,71 м, высота — 0,21 м.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека

Декоративный рельеф с храма в Поджо-Буко.

Терракота. VI в. до н. э.
Длина — 0,71 м, высота — 0,21 м.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Из хра­ма Под­жо-Буко, Этру­рия.

Описание:
Этрус­ские хра­мы вто­рой поло­ви­ны VI века до н. э. укра­ша­лись не толь­ко анте­фик­са­ми, но и тер­ра­ко­то­вы­ми, высотой 20—30 см фри­за­ми с раз­лич­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми. На пли­тах хра­ма в Веле­три изо­бра­же­ны вос­седаю­щие на склад­ных табу­ре­тах боги (13, ил. 37а); один из небо­жи­те­лей рез­ко обер­нул­ся назад, буд­то в беседе с вни­ма­тель­но слу­шаю­щим его Гер­ме­сом. Рядом с ними кажут­ся малень­ки­ми два сто­я­щих пер­со­на­жа. В несколь­ко одно­об­раз­ной арха­и­че­ской систе­ме исполь­зу­ет­ся рит­ми­че­ский повтор тор­сов, ног, табу­ре­тов. Верх­ние части фигур пока­за­ны сво­бод­нее по дви­же­ни­ям рук, позам, пово­роту голов, скло­нен­ным пле­чам, раз­лич­ным при­чес­кам. Арха­и­че­ский порядок здесь ожив­ля­ет­ся услож­не­ни­ем ком­по­зи­ци­он­но­го рит­ма.
На фри­зе из хра­ма Под­жо-Буко в шест­вии ланей, оле­ней, львов, а так­же фан­та­сти­че­ских чудо­вищ — сфинк­сов, гри­фо­нов — замет­но новое — деталь­ная, искус­ная моде­ли­ров­ка туло­вищ живот­ных, более [с.152] совер­шен­ное изо­бра­же­ние сме­лых пово­ротов и дви­же­ний (ил. 90). Мож­но почув­ст­во­вать здесь так­же свое­об­раз­ную сти­ли­за­цию ори­ен­та­ли­сти­че­ских при­е­мов, извест­ных по памят­ни­кам VII века до н. э. Запе­чат­ле­на масте­ром колес­ни­ца с воз­ни­чим, управ­ля­ю­щим парой быст­ро бегу­щих лоша­док (13, ил. 39а). Как и дру­гие подоб­ные фри­зы, часто имев­шие орна­мен­таль­ное обрам­ле­ние, фриз из Под­жо-Буко свер­ху был огра­ни­чен одно­об­раз­но повто­ря­ю­щи­ми­ся зуб­ца­ми кар­ни­за, а сни­зу дву­мя пере­пле­таю­щи­ми­ся лен­та­ми. Недав­ни­ми рас­коп­ка­ми на акро­по­ле этрус­ско­го горо­да Аква­рос­са обна­ру­же­ны укра­шав­шие зда­ния тер­ра­ко­то­вые рельеф­ные фри­зы. На одном из них изо­бра­же­ны два вои­на со щита­ми и копья­ми, Геракл, борю­щий­ся с крит­ским быком, воз­ни­чие, вос­хо­дя­щие на колес­ни­цу, в кото­рую запря­же­ны кры­ла­тые кони, на дру­гом — сце­на бан­ке­та. Синие и корич­не­вые тона, в кото­рые окра­ше­ны фигу­ры, повто­ря­ют­ся так­же в чере­до­ва­нии одно­об­раз­ных пла­сти­че­ских высту­пов над фри­зом (17, с. 64).

Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 150—152, ил. 90.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria рельеф рельефы рельефный декор декоративный декоративная декоративное декоративные терракота терракотовый терракотовая с храма в поджо-буко храм олень лань грифон грифоны гриф грифы