Декоративный рельеф с храма в Поджо-Буко
Терракота. VI в. до н. э.Длина — 0,71 м, высота — 0,21 м.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека
Декоративный рельеф с храма в Поджо-Буко.
Терракота. VI в. до н. э.
Длина — 0,71 м, высота — 0,21 м.
Длина — 0,71 м, высота — 0,21 м.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Происхождение:
Из храма Поджо-Буко, Этрурия.
Описание:
Этрусские храмы второй половины VI века до н. э. украшались не только антефиксами, но и терракотовыми, высотой 20—30 см фризами с различными композициями. На плитах храма в Велетри изображены восседающие на складных табуретах боги (13, ил. 37а); один из небожителей резко обернулся назад, будто в беседе с внимательно слушающим его Гермесом. Рядом с ними кажутся маленькими два стоящих персонажа. В несколько однообразной архаической системе используется ритмический повтор торсов, ног, табуретов. Верхние части фигур показаны свободнее по движениям рук, позам, повороту голов, склоненным плечам, различным прическам. Архаический порядок здесь оживляется усложнением композиционного ритма.
На фризе из храма Поджо-Буко в шествии ланей, оленей, львов, а также фантастических чудовищ — сфинксов, грифонов — заметно новое — детальная, искусная моделировка туловищ животных, более [с.152] совершенное изображение смелых поворотов и движений (ил. 90). Можно почувствовать здесь также своеобразную стилизацию ориенталистических приемов, известных по памятникам VII века до н. э. Запечатлена мастером колесница с возничим, управляющим парой быстро бегущих лошадок (13, ил. 39а). Как и другие подобные фризы, часто имевшие орнаментальное обрамление, фриз из Поджо-Буко сверху был ограничен однообразно повторяющимися зубцами карниза, а снизу двумя переплетающимися лентами. Недавними раскопками на акрополе этрусского города Акваросса обнаружены украшавшие здания терракотовые рельефные фризы. На одном из них изображены два воина со щитами и копьями, Геракл, борющийся с критским быком, возничие, восходящие на колесницу, в которую запряжены крылатые кони, на другом — сцена банкета. Синие и коричневые тона, в которые окрашены фигуры, повторяются также в чередовании однообразных пластических выступов над фризом (17, с. 64).
На фризе из храма Поджо-Буко в шествии ланей, оленей, львов, а также фантастических чудовищ — сфинксов, грифонов — заметно новое — детальная, искусная моделировка туловищ животных, более [с.152] совершенное изображение смелых поворотов и движений (ил. 90). Можно почувствовать здесь также своеобразную стилизацию ориенталистических приемов, известных по памятникам VII века до н. э. Запечатлена мастером колесница с возничим, управляющим парой быстро бегущих лошадок (13, ил. 39а). Как и другие подобные фризы, часто имевшие орнаментальное обрамление, фриз из Поджо-Буко сверху был ограничен однообразно повторяющимися зубцами карниза, а снизу двумя переплетающимися лентами. Недавними раскопками на акрополе этрусского города Акваросса обнаружены украшавшие здания терракотовые рельефные фризы. На одном из них изображены два воина со щитами и копьями, Геракл, борющийся с критским быком, возничие, восходящие на колесницу, в которую запряжены крылатые кони, на другом — сцена банкета. Синие и коричневые тона, в которые окрашены фигуры, повторяются также в чередовании однообразных пластических выступов над фризом (17, с. 64).
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 150—152, ил. 90.