Статуя Аполлона. ГоловаТерракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия
Декор этрусских храмов конца VI века до н. э. включал и круглую скульптуру — иногда крупные терракотовые статуи. Лучше всего сохранились их образцы из святилища Минервы в Вейях, исполненные, как считают, мастером Вулкой, изобразившим спор Аполлона и Геракла из-за киринейской лани. Менее других пострадала от времени и повреждений статуя Аполлона. По сравнению с возвышенно-спокойными образами древнегреческой архаики бог света этрусского скульптора поражает динамичностью и экспрессией (
ил. 91). Широкий шаг, подавшееся вперед туловище и решительно устремленный перед собой взгляд исполнены большой эмоциональной силы, выраженной движением огромной фигуры, напряженными чертами лица. Массивная декоративная подставка в виде пальметты и двух извивающихся волют у ног обеспечивала прочность тяжелой, превышающей рост человека статуи, полой внутри, но с толстыми стенками.
Широкие складки одежды Аполлона ниспадают почти параллельно. Так же однообразно изгибающимися прядями показана его прическа. Лишь свободно лежащие на плечах и спускающиеся на спину, заплетенные в косички волосы смягчают резкость этих повторов. Поверхность обнаженной глины покрыта слоем сохранившейся красной краски. Миндалевидные очертания глаз и архаическая улыбка напоминают греко-малоазийские произведения. Однако резкость черт лица и уверенность взгляда, характерные для этрусков, не свойственны эллинским образам (ил. 92).