Эос на колеснице
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,8 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Эос на колеснице.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,8 × 2,2 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Ком­по­зи­ция была очень попу­ляр­на в глип­ти­ке элли­низ­ма, а потом и в Риме. Она, по-види­мо­му, вос­хо­дит к живо­пис­но­му ори­ги­на­лу клас­си­че­ской эпо­хи. Близ­ка нашей неа­по­ли­тан­ская под­пис­ная камея Сост­ра­та с изо­бра­же­ни­ем Ники. По-види­мо­му, и эрми­таж­ная камея вышла из мастер­ской Сост­ра­та. Сюже­ты его под­пис­ных работ — «Ника с коня­ми», «Дио­нис, везо­мый кен­тав­ра­ми», «Эрот, веду­щий упряж­ку львов» — поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что непо­сред­ст­вен­ным заказ­чи­ком Сост­ра­та мог быть Анто­ний, соче­тав­ший­ся бра­ком с Клео­патрой и пре­тен­до­вав­ший на роль вто­ро­го Дио­ни­са, вла­ды­ки Восто­ка… Эос (утрен­няя заря) оли­це­тво­ря­ла Восток.
Было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что все упо­мя­ну­тые под­пис­ные работы Сост­ра­та про­ис­хо­дят из дак­ти­лио­те­ки рим­ско­го пол­ко­во­д­ца.
Эрми­таж­ная камея несколь­ко раз­ру­ше­на, но чер­ты твор­че­ской мане­ры Сост­ра­та невоз­мож­но отри­цать: дина­мич­ный ритм, точ­ное ком­по­зи­ци­он­ное пост­ро­е­ние, коло­ри­сти­че­ская ясность.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 68—69, № 22.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana эллинистический египет египетский египетская египетское египетские богиня утренней зари эос dea eos аврора aurora камея камеи сардоникс на колеснице конь кони лошадь лошади колесница бига резчик сострат круг сострата sostrates