Статуя Капитолийской волчицы
Бронза. Начало V в. до н. э.
Высота — 0,85 м.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал волчицы

Статуя Капитолийской волчицы.

Бронза. Начало V в. до н. э.
Высота — 0,85 м.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал волчицы.

Описание:
В сти­ле брон­зо­вых памят­ни­ков пер­вой чет­вер­ти V века до н. э. сох­ра­ня­лось еще мно­го обще­го с искус­ст­вом пред­ше­ст­ву­ю­ще­го сто­ле­тия: замет­на неко­то­рая ско­ван­ность дви­же­ний и тяго­те­ние к ста­тич­ным позам. Скульп­ту­ра в этом отно­ше­нии была более, неже­ли живо­пись, свя­за­на тра­ди­ци­я­ми. Брон­зо­вая ста­туя Капи­то­лий­ской вол­чи­цы при­пи­сы­ва­ет­ся ино­гда масте­ру Вул­ке. Силь­ный зверь, креп­ко вце­пив­ший­ся напря­жен­ны­ми пере­д­ни­ми лапа­ми в зем­лю и повер­нув­ший мор­ду с оска­лен­ной пастью, буд­то защи­ща­ет мла­ден­цев Рому­ла и Рема, фигур­ки кото­рых были поме­ще­ны под набух­ши­ми от моло­ка сос­ка­ми (ил. 110).
Рез­кий пово­рот голо­вы хищ­ни­ка встре­ча­ет­ся в изва­я­ни­ях, пред­на­зна­чав­ших­ся для охра­ны и защи­ты [с.189] каких-либо сосудов или гроб­ниц от злых сил: чаще все­го это сфинк­сы или львы, пово­ра­чи­ваю­щие голо­вы и обра­щаю­щие на под­хо­дя­щих свои страш­ные лики.
Свое­об­раз­на мане­ра масте­ра трак­то­вать одни дета­ли в ста­туе вол­чи­цы с точ­ным упо­доб­ле­ни­ем реаль­но­сти, дру­гие — пре­дель­но обоб­щен­но и упро­щен­но, почти схе­ма­тич­но. Кожа, сквозь кото­рую на боках вол­чи­цы про­сту­па­ют ее реб­ра, оска­лен­ная пасть — убеди­тель­но досто­вер­ны, но напря­жен­ность пере­д­них лап чрез­мер­на, и они кажут­ся брон­зо­вы­ми под­пор­ка­ми. Шерсть, буд­то выст­ри­жен­ная, чтобы не зак­ры­вать очер­та­ния ребер, пока­за­на лишь на шее и спине; ее завит­ки деко­ра­тив­ны и повто­ря­ют друг дру­га. Фор­ма тор­ча­щих ушей упо­доб­ле­на сре­зан­ным наис­кось цилин­драм. В таких дета­лях про­яв­ля­ет­ся чув­ство кон­струк­тив­но­сти, вно­ся­щее в этрус­ское про­из­веде­ние чер­ты уже рим­ско­го пони­ма­ния объ­е­мов и форм. В неко­то­рых местах на поверх­но­сти брон­зо­вой шер­сти вол­чи­цы оста­лись следы позо­лоты. Трак­тов­ка пла­сти­че­ских масс в ста­туе, ком­по­зи­ция всех эле­мен­тов, выра­же­ние внеш­ней сдер­жан­но­сти при внут­рен­нем напря­же­нии соот­вет­ст­во­ва­ли сти­лю и вку­сам в искус­стве, а воз­мож­но, и наст­ро­е­ни­ям, гос­под­ст­во­вав­шим на рубе­же VI—V веков до н. э. Нель­зя не при­нять во вни­ма­ние, что изва­я­ние, про­слав­ляв­шее Рому­ла и Рема, созда­ва­лось этрус­ским скуль­п­то­ром для его злей­ших вра­гов — рим­лян, воз­мож­но, как памят­ник свер­же­нию этрус­ских царей в Риме и про­воз­гла­ше­нию рес­пуб­ли­ки. Рим­ляне при­ня­ли этрус­скую идею — хищ­ный зверь охра­ня­ет бла­го­по­лу­чие горо­да, как вол­чи­ца обе­ре­га­ет покой мла­ден­цев.

Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 188—190, ил. 110.
Ключевые слова: римская мифология mythologia romana капитолийская волчица lupa capitolina рем рэм remus ромул romulus скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуя капитолийской волчицы мастер вулка