Панель, изображающая Энея, приносящего жертвы пенатам13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
Этот рельеф, один из самых полных и ценных во всей композиции, расположен на видном месте справа от того, кто приближался к главному фасаду алтаря от Марсова поля. В центре картины отец Эней, уже в летах. Он изображен в жреческом одеянии, его с головой, покрытой углом плаща, драпирующего его бедра, и совершает жест возлияния на сельский алтарь. Конец правой руки утрачен, но, похоже, что Эней держал в руке патеру, жертвенный сосуд; эта деталь хорошо сочетается с присутствием перед ним молодого помощника в ритуале (camillus), который несет поднос (lanx) с фруктами и хлебом и кувшин в правой руке. Следом за этим, другой помощник ведет свинью для жертвоприношения. За Энеем стоит почти полностью утраченная мужская фигура, одетая в «троянском стиле»: на ней туника с длинными рукавами и короткая накидка, застегнутая на правом плече. Эта фигура, возможно, изображает Юла Аскания, сына Энея, который дал свое имя роду Юлиев. Телосложение фигуры показывает, что он больше не ребенок, спасшийся из Трои вместе с отцом и дедом, но, на более поздней стадии мифа об основании, — мужчина, все еще молодой, но на пороге зрелости. С момента обнаружения — на двух разных стадиях, в 1859 г. и 1903 г.— этот рельеф интерпретировали в свете восьмой книги «Энеиды», написанной всего несколькими годами ранее изготовления самой панели. В этой части своей работы фактически Вергилий говорит, что Эней, после высадки на побережье Лация, увидел как сбылись многие предзнаменования, среди которых появление белой свиньи, которую герой преследовал до поляны, где животное родило тридцать поросят. Эней понял предзнаменование и принес животное в жертву на том же месте, где затем был основан Лавиний. Однако панель Алтаря Мира, видимо, относится к другой версии мифа, рассказанной Дионисием Галикарнасским, исследователем, более или менее современным веку Августа, согласно которому (Ant. Rom. I, 57. 1), жертва была принесена не Юноне, как сказано у Вергилия, а пенатам, богам домашнего очага троянцев и предкам семьи Энея, которых герой привел в Лаций после спасения из горящей Трои. На самом деле храм, имеющийся на верхней левой панели, видимо, является храмом пенатов, представленных двумя сидящими юношами, вооруженными копьями. Изображение маленького храма на заднем плане должно было легко опознаваться римлянами. Им оно могло напоминать о действующем храме пенатов, который, согласно Дионисию, был расположен на склоне Велии «недалеко от Форума по кратчайшей дороге, ведущей к Каринам», где были выставлены почетные изображения пенатов, названные «творениями древнего мастерства» (Ant. Rom. I, 68). Такая версия, засвидетельствованная Дионисием и подтвержденная скульпторами Алтаря Мира, очень важна, поскольку придает панели более глубокое значение, превосходящее простое изображение мифа. Так как происхождение рода Юлиев от Энея хорошо известно, два маленьких божества, которые наблюдают за жертвоприношением с вершины храма, должны опознаваться не только как предки и защитники троянского героя, но и как предки, защищающие дом и личность Августа. Таким образом, семейная связь объединяет личность мифического основателя, изображенного на Алтаре Мира в качестве жреца, с пятидесятилетним принцепсом, который в марте 12 г. до н. э. занял высшую жреческую должность Рима — должность верховного понтифика. Август сам рассказывает (Res gestae. 10, 2), что избрание его верховным понтификом происходило, одновременно со строительством Алтаря, в ходе исключительного собрания. Учитывая особые отношения, которые в римской религии имел верховный понтифик с богами, связывавшими Рим с его троянскими корнями, становится ясно, что панель с Энеем была нацелена на идентификацию Августа с мифическим основателем и родоначальником рода Юлиев через систему очень выразительных намеков. Панель с Энеем, таким образом, воплощала совмещение религиозных и политических обстоятельств, государственных и династических активов, которые проявились при избрании Августа понтификом.
Август, принося жертву пенатам в качестве верховного понтифика, является «жрецом, происходящим от Энея», который, следовательно, «прикасается к богам, которые являются его родственниками» (Ovid. Fasti, III, 425—
426).
Панель с Энеем, приносящим жертвы пенатам. С тех пор как Дж. Сивкинг (Sieveking 1907) предложил идентифицировать с Энеем человека, приносящего жертвы в центре панели, которая стала известна как «панель Энея», ученые большей частью соглашались с такой идентификацией, так что это стало отправной точкой в иконографической интерпретации всего Алтаря Мира. Недавно, однако, Пол Реак (Rehak 2001) продемонстрировал, что если представленное жертвоприношение — это жертвоприношение белой свиньи, совершенное Энеем по прибытии в Лаций, то на иконографии панели имеется много важных противоречий: во-первых, человек, совершающий жертвоприношение, намного старше, чем был троянский герой, когда высаживался в Италии; во-вторых, там не изображены тридцать поросят, описанных во всех версиях легенды; наконец, двое сидящих богов в маленьком храме, по-видимому, не являются пенатами, двумя молодыми богами, которым Эней построил алтарь только после принесения в жертву свинью, как сообщает Дионисий Галикарнасский. Кто же тогда совершает жертвоприношение? Реак предполагает, что это Нума Помпилий, второй из семи царей Рима, правивший городом в мирное время и являвшийся великим гражданским и жреческим законодателем царского Рима, который построил храм Януса и отметил жертвоприношение Марсу прямо на Марсовом поле, чтобы подтвердить согласие между сабинами и римлянами. Более того, согласно Дионисию, Нума установил ритуал, кодифицированный в праве фециалов, который обеспечивал особые правила для начала справедливой войны (bellum justum) против иноземных врагов и для создания условий для установления мира. Свинья была бы принесена в жертву, чтобы закрепить мирный договор, подобно тому, который был между Римом и Габиями. Так, если на сцене изображено жертвоприношение Нумы, тогда простой алтарь, служащий композиционным фокусом в центре сцены, изображает первый римский «Алтарь мира», предшественника августовского памятника.