Коленопреклоненный воин
Деталь декора храма из Сасси-Кадути.Терракота. V в. до н. э.
Высота — 0,68 м.Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия
Коленопреклоненный воин.
Деталь декора храма из Сасси-Кадути.
Терракота. V в. до н. э.
Высота — 0,68 м.
Терракота. V в. до н. э.
Высота — 0,68 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
Происхождение:
Из храма из Сасси-Кадути в Фалериях.
Описание:
В терракотовых плитах для храмов начала V века до н. э. мастера отходили от низкого рельефа, исполняя отдельные выступающие части фигур в круглой скульптуре. На плите из храма в Ареццо изображен скачущий всадник, возможно, в момент схватки с противником (13, ил. 37 b). Трехмерность резко изогнутого тела воина, вставший на дыбы конь — все отличает памятник от плоскостных композиций прошлого века. Военные действия, непрестанные сражения, заполнявшие тогда жизнь этрусков, вызывали частое появление батальных сцен. На центральном акротерии храма Сасси Кадути в Фалериях показан коленопреклоненный воин, в резком [с.197] повороте откинувшийся назад и сжимающий в правой руке кривой меч (ил. 113). С ужасом смотрит он на возвышающегося над ним противника, ожидая смертельного удара.
Выбор темы, трактовка движений, сильная эмоциональность типичны для произведений начала V века до н. э., однако некоторая скованность форм, обобщенная трактовка лица, тяготение рельефа к плоскости убеждают в том, что архаические принципы еще не были забыты. Мастер внимателен к вооружению воина, он тщательно вылепил шлем с высоким гребнем, круглый щит, кривой меч. Для деталировки узоров на панцире, поножах и наплечниках использованы не только пластические, но и красочные средства.
Выбор темы, трактовка движений, сильная эмоциональность типичны для произведений начала V века до н. э., однако некоторая скованность форм, обобщенная трактовка лица, тяготение рельефа к плоскости убеждают в том, что архаические принципы еще не были забыты. Мастер внимателен к вооружению воина, он тщательно вылепил шлем с высоким гребнем, круглый щит, кривой меч. Для деталировки узоров на панцире, поножах и наплечниках использованы не только пластические, но и красочные средства.
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 195—197, ил. 113.