
Героизированный умерший
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.Мастер Головы из Копенгагена.
Глина. 325—300 гг. до н. э.
Высота (с ручками) 49,2 см; диаметр устья 24 см; диаметр подставки 12,6 см.Инв. № Б. 565.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Героизированный умерший.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Головы из Копенгагена.
Глина. 325—300 гг. до н. э.
Высота (с ручками) 49,2 см; диаметр устья 24 см; диаметр подставки 12,6 см.
Мастер Головы из Копенгагена.
Глина. 325—300 гг. до н. э.
Высота (с ручками) 49,2 см; диаметр устья 24 см; диаметр подставки 12,6 см.
Инв. № Б. 565.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступил в 1834 г. из коллекции Пиццати; найден в Бари.
Описание:
На тулове лицевой стороны кратера изображен сидящий в герооне обнаженный юноша. В правой руке он держит шлем, в левой — копье. Белой накладной краской написаны героон и тело юноши, золотисто-желтой окрашены его волосы и обозначены анатомические детали тела. Этой же золотистой краской придан металлический блеск словно сверкающему на солнце вооружению воина, сидящего на подстеленном гиматии. По обеим сторонам от героона нарисованы кушаки с завязками — символ загробной жизни. Волюты кратера украшены выполненными в рельефе женскими масками. На горле вазы изображена женская голова в красном саккосе (чепце), обращенная влево. Крылья, фланкирующие голову, означают, что перед нами — богиня победы Ника. На обороте кратера изображена женская голова в профиль с резко обозначенными чертами лица, характерными для рисунка мастера Головы из Копенгагена. Вся свободная поверхность вазы заполнена различными узорами: пальметтами и полупальметтами, лепестками и завитками. Вазы, изготовленные в конце V—IV в. до н. э. на юге Апеннинского полуострова (получившие потому название южноиталийских) в той же краснофигурной технике, что и аттические, являлись сначала прямым продолжением этого стиля в античной керамике, а затем на протяжении IV в. до н. э. преобразились в самобытное течение. Южноиталийские вазы предназначались специально для погребений, и потому рисунки на них связаны, как правило, с представлениями древних о загробной жизни. На вазах, изготовленных в Апулии, со второй четверти IV в. до н. э. нередко изображался героон, а в нем — фигура умершего. Чаще всего они были выполнены белой накладной краской, обозначавшей мрамор или известняк, использовавшиеся при строительстве надгробных памятников и изготовлении статуй. Вокруг героона обычно располагались различные погребальные приношения: фиалы, плоды, ленты, венки и прочие символы поклонения умершим. О том, что эта ваза была изготовлена для погребения умершего воина, свидетельствует вооружение в руках юноши, а также изображение головы богини победы Ники. Формой эта небольшая ваза полностью идентична громадным (до 1,5 м) кратерам с волютами, которые использовались с древнейших времен как надгробные памятники. Производство подобных погребальных ваз в последней трети IV в. до н. э., когда апулийская школа вазовой живописи вступила в последний период своего существования, чрезвычайно увеличилось. Мода этого времени на вазы больших размеров, особенно на кратеры с волютами, амфоры и лутрофоры, объясняется также распространением с середины IV в. до н. э. погребальных камер, где эти вазы могли быть размещены.
Е. Б. Ананьич
Литература:
Lohmann H. Grabmaler auf unteritalischen Vasen // Archäologische Forschungen. Bd VII. Berlin, 1979. S. 211. N A.308; Trendall A. D., Cambitoglou A. The Red-figured Vases of Apulia. Suppl. II // Bulletin of the Institute of Classical Studies (University of London). Vol. 60. Pt I. London, 1982. P. 952. N 331; Мир героев. Миф и реальность: Произведения античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа: Каталог выставки. СПб., 2005. С. 34. № 26.
Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Чистый лист, СПб, 2007, с. 80, кат. № 16.