Антефикс в виде головы менады
Глина. V—IV вв. до н. э.Киев, Музей западного и восточного искусства
Антефикс в виде головы менады.
Глина. V—IV вв. до н. э.
Киев, Музей западного и восточного искусства.
Описание:
Черты нового художественного стиля начала V века до н. э. проявились и в храмовой декоративной скульптуре. Большую разработку тема движения получила в терракотовых антефиксах. Скульпторы создавали на их поверхности групповые композиции, часто с силенами и менадами, в резких поворотах с динамичными позами, бурной жестикуляцией (23, с. 103). Более детально, нежели прежде, изображались лица, волосы, ткани. В антефиксе конца V века до н. э. из Киевского музея западного и восточного искусства лицо менады гармоничнее и соотношения черт пропорциональнее, чем в антефиксах VI века до н. э. (ил. 114).
Киевский антефикс V—IV веков до н. э. позволяет почувствовать, как пластическая трактовка сменяется орнаментально-декоративной. Крупные, ярко раскрашенные рельефные пальметты образуют эффектный фон. Лицо менады будто погружено в полусферу. В архаическом киевском антефиксе голова выступала вперед, продолжала форму черепицы. Здесь она втягивается как в чашу или раковину, останавливает этим движение кровли. Роль красочного покрытия возрастает, в то же время образ становится менее значительным, более декоративным.
Киевский антефикс V—
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 195—197, ил. 114.