Антефикс в виде головы менады
Глина. V—IV вв. до н. э.Киев, Музей западного и восточного искусства

Антефикс в виде головы менады.

Глина. V—IV вв. до н. э.

Киев, Музей западного и восточного искусства.

Описание:
Чер­ты ново­го худо­же­ст­вен­но­го сти­ля нача­ла V века до н. э. про­яви­лись и в хра­мо­вой деко­ра­тив­ной скульп­ту­ре. Боль­шую раз­ра­бот­ку тема дви­же­ния полу­чи­ла в тер­ра­ко­то­вых анте­фик­сах. Скуль­п­то­ры созда­ва­ли на их поверх­но­сти груп­по­вые ком­по­зи­ции, часто с силе­на­ми и мена­да­ми, в рез­ких пово­ротах с дина­мич­ны­ми поза­ми, бур­ной жести­ку­ля­ци­ей (23, с. 103). Более деталь­но, неже­ли преж­де, изо­бра­жа­лись лица, воло­сы, тка­ни. В анте­фик­се кон­ца V века до н. э. из Киев­ско­го музея запад­но­го и восточ­но­го искус­ства лицо мена­ды гар­мо­нич­нее и соот­но­ше­ния черт про­пор­цио­наль­нее, чем в анте­фик­сах VI века до н. э. (ил. 114).
Киев­ский анте­фикс V—IV веков до н. э. поз­во­ля­ет почув­ст­во­вать, как пла­сти­че­ская трак­тов­ка сме­ня­ет­ся орна­мен­таль­но-деко­ра­тив­ной. Круп­ные, ярко рас­кра­шен­ные рельеф­ные паль­мет­ты обра­зу­ют эффект­ный фон. Лицо мена­ды буд­то погру­же­но в полу­сфе­ру. В арха­и­че­ском киев­ском анте­фик­се голо­ва высту­па­ла впе­ред, про­дол­жа­ла фор­му чере­пи­цы. Здесь она втя­ги­ва­ет­ся как в чашу или рако­ви­ну, оста­нав­ли­ва­ет этим дви­же­ние кров­ли. Роль кра­соч­но­го пок­ры­тия воз­рас­та­ет, в то же вре­мя образ ста­но­вит­ся менее зна­чи­тель­ным, более деко­ра­тив­ным.

Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 195—197, ил. 114.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria декор декоративный декоративная декоративное декоративные терракота терракотовый терракотовая глина антефикс в виде головы менады менада пальметта пальметты