Дионис, Сатир и Ариадна
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,4 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Дионис, Сатир и Ариадна.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,4 × 1,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Тема камеи вос­хо­дит к кру­гу сюже­тов, изо­бра­жаю­щих встре­чу богом вина на ост­ро­ве Нак­со­се воз­люб­лен­ной Тезея, поки­ну­той им. На ска­ле полу­ле­жит Ари­ад­на: при­под­няв одеж­ду, она при­кры­ва­ет ею свою наготу. В цен­тре сто­ит моло­дой сатир, кото­ро­го Дио­нис дер­га­ет за ухо, нака­зы­вая за какой-то про­сту­пок. Сатир от боли под­ни­ма­ет ногу и пыта­ет­ся удер­жать руку раз­гне­ван­но­го бога. Меж­ду ними на зем­ле валя­ет­ся опро­ки­ну­тая ваза. Сце­на нака­за­ния сати­ра повто­ря­ет­ся на несколь­ких каме­ях. Надо думать, что она заим­ст­во­ва­на из стан­ко­вой живо­пи­си. Лег­ко дога­дать­ся, в чем состо­я­ла вина сати­ра: най­дя на бере­гу спя­щую девуш­ку, хмель­ные спут­ни­ки Дио­ни­са реши­ли, что это — их закон­ная добы­ча, но бог, сде­лав­ший свой выбор, был вынуж­ден по-сво­е­му их пожу­рить.
В нача­ле XVI в. камея вхо­ди­ла в собра­ние гума­ни­ста Гри­ма­ни. В инвен­та­ре его кол­лек­ции (1528 г.) она опи­са­на сле­дую­щим обра­зом: «Три фигу­ры: одна, сидя­щая, спит».

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 76—77, № 26.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca дионис dionysus сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus эллинистический египет египетский египетская египетское египетские ариадна ариадны ariadna ariadne камея камеи сардоникс вакх бахус тирс наказание