Дионис, Сатир и Ариадна
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.1,4 × 1,9 см.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Дионис, Сатир и Ариадна.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,4 × 1,9 см.
1,4 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Тема камеи восходит к кругу сюжетов, изображающих встречу богом вина на острове Наксосе возлюбленной Тезея, покинутой им. На скале полулежит Ариадна: приподняв одежду, она прикрывает ею свою наготу. В центре стоит молодой сатир, которого Дионис дергает за ухо, наказывая за какой-то проступок. Сатир от боли поднимает ногу и пытается удержать руку разгневанного бога. Между ними на земле валяется опрокинутая ваза. Сцена наказания сатира повторяется на нескольких камеях. Надо думать, что она заимствована из станковой живописи. Легко догадаться, в чем состояла вина сатира: найдя на берегу спящую девушку, хмельные спутники Диониса решили, что это — их законная добыча, но бог, сделавший свой выбор, был вынужден по-своему их пожурить.
В начале XVI в. камея входила в собрание гуманиста Гримани. В инвентаре его коллекции (1528 г.) она описана следующим образом: «Три фигуры: одна, сидящая, спит».
В начале XVI в. камея входила в собрание гуманиста Гримани. В инвентаре его коллекции (1528 г.) она описана следующим образом: «Три фигуры: одна, сидящая, спит».
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 76—77, № 26.