Геракл у Омфалы
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.1,8 × 1,9 см.Инв. № Ж 294.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Геракл у Омфалы.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 1,9 см.
1,8 × 1,9 см.
Инв. № Ж 294.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
В пикантную историю, сдобренную эротикой, превращается сюжет о Геракле. Камея служила шутливым напоминанием о том, что любви покорны не только все возрасты, но и все положения: любовь не миновала и грозного героя. Лидийская царица Омфала, предмет любви Геракла, делает его пленником, проявляя власть над влюбленным. Она велит ему надеть женские одежды и сесть за пряжу. А сама наряжается в его доспехи. Мастер круга Сострата, возможно не без намека на отношения Антония и Клеопатры, изобразил как бы прелюдию к унижению героя: Геракла в бане Омфалы. Сняв доспехи, он сидит на корточках перед троном, на котором восседает обнаженная царица. Она расчесывает шевелюру Геракла, а крылатый эрот умащает ее. В камее могли видеть актуальные намеки, и имелся живописный образец; приведем строки из биографии Антония: «Как на картинах мы видим Омфалу, которая отбирает у Геракла палицу или сбрасывает с его плеч львиную шкуру, так и Антоний, обезоруженный и околдованный Клеопатрой, не раз оставлял важнейшие дела» (Плутарх).
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 78—79, № 27.