Геракл у Омфалы
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 1,9 см.
Инв. № Ж 294.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Геракл у Омфалы.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 1,9 см.
Инв. № Ж 294.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
В пикант­ную исто­рию, сдоб­рен­ную эро­ти­кой, пре­вра­ща­ет­ся сюжет о Герак­ле. Камея слу­жи­ла шут­ли­вым напо­ми­на­ни­ем о том, что люб­ви покор­ны не толь­ко все воз­рас­ты, но и все поло­же­ния: любовь не мино­ва­ла и гроз­но­го героя. Лидий­ская цари­ца Омфа­ла, пред­мет люб­ви Герак­ла, дела­ет его плен­ни­ком, про­яв­ляя власть над влюб­лен­ным. Она велит ему надеть жен­ские одеж­ды и сесть за пря­жу. А сама наря­жа­ет­ся в его доспе­хи. Мастер кру­га Сост­ра­та, воз­мож­но не без наме­ка на отно­ше­ния Анто­ния и Клео­пат­ры, изо­бра­зил как бы пре­людию к уни­же­нию героя: Герак­ла в бане Омфа­лы. Сняв доспе­хи, он сидит на кор­точ­ках перед тро­ном, на кото­ром вос­седа­ет обна­жен­ная цари­ца. Она рас­че­сы­ва­ет шеве­лю­ру Герак­ла, а кры­ла­тый эрот ума­ща­ет ее. В камее мог­ли видеть акту­аль­ные наме­ки, и имел­ся живо­пис­ный обра­зец; при­ведем стро­ки из био­гра­фии Анто­ния: «Как на кар­ти­нах мы видим Омфа­лу, кото­рая отби­ра­ет у Герак­ла пали­цу или сбра­сы­ва­ет с его плеч льви­ную шку­ру, так и Анто­ний, обез­ору­жен­ный и окол­до­ван­ный Клео­патрой, не раз остав­лял важ­ней­шие дела» (Плу­тарх).

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 78—79, № 27.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma эллинистический египет египетский египетская египетское египетские камея камеи греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом царица омфала omphale эрот эроты эрос эрота eros римская romana амур амуры купидон купидона amor геркулес геркулеса геркулесом hercules сардоникс у омфалы купидоны эросы стул сиденье мебель шкура немейского льва немейский лев резчик сострат круг сострата sostrates инв № ж 294