Святилище Афродиты: трехмерная реконструкция
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты

Святилище Афродиты: трехмерная реконструкция.

Около 100 г. н. э.
Кипр.

Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты.

Описание:
Рим­ское свя­ти­ли­ще II ори­ен­ти­ро­ва­но по оси, несколь­ко отлич­ной от оси свя­ти­ли­ща I позд­не­го брон­зо­во­го века. Оно пред­став­ля­ет собой вполне одно­род­ное стро­е­ние, воз­веден­ное в кон­це I или нача­ле II в. Поэто­му резон­но пред­по­ло­жить, что оно было пост­ро­е­но после того, как зем­ле­тря­се­ние 76/77 гг. н. э. повреди­ло преды­ду­щее зда­ние. С точ­ки зре­ния посе­ти­те­ля во II в., свя­ти­ли­ще состо­я­ло из доволь­но слож­ной груп­пы зда­ний раз­лич­ных пери­о­дов. Сох­ра­не­ние эле­мен­тов хра­ма позд­не­го брон­зо­во­го века в рим­ский пери­од — одна из осо­бен­но­стей Палео­па­фо­са как куль­то­во­го места, хотя уже невоз­мож­но в дета­лях рекон­струи­ро­вать, как имен­но эти более ран­ние зда­ния были вклю­че­ны в рим­ское свя­ти­ли­ще.

Новые рим­ские стро­е­ния, зани­маю­щие пло­щадь 79 × 67 м, сох­ра­ни­ли основ­ной харак­тер свя­ти­ли­ща с откры­тым дво­ром, при­мы­кая таким обра­зом к архи­тек­тур­ной тра­ди­ции пафос­ско­го куль­та. Рекон­струи­ро­вать свя­ти­ли­ще II в дета­лях очень слож­но, хотя мно­гие архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты, такие, как капи­те­ли рим­ско­го / дорий­ско­го сти­ля, были най­де­ны раз­бро­сан­ны­ми по все­му участ­ку (сего­дня они собра­ны сле­ва от доро­ги, веду­щей из королев­ско­го поме­стья). Эти фраг­мен­ты демон­стри­ру­ют сме­ше­ние восточ­ных и запад­ных архи­тек­тур­ных тра­ди­ций. (…)

Еще одной при­ме­ча­тель­ной архи­тек­тур­ной чер­той было посте­пен­ное повы­ше­ние уров­ня
зда­ний, вхо­дя­щих в состав свя­ти­ли­ща, от пола теме­но­са позд­не­го брон­зо­во­го века до пола север­но­го зала. Такая пла­ни­ров­ка была про­дик­то­ва­на топо­гра­фи­ей мест­но­сти. Но даже если это и не пла­ни­ро­ва­лось наме­рен­но, груп­па зда­ний долж­на была выглядеть осо­бен­но впе­чат­ля­ю­ще для посе­ти­те­лей, при­бы­ваю­щих морем или по доро­ге из Ново­го Пафо­са.

Рим­ское зда­ние пред­став­ля­ет собой послед­нюю ста­дию в дол­гой архи­тек­тур­ной исто­рии пафос­ско­го хра­ма. До само­го кон­ца архи­тек­ту­ра свя­ти­ли­ща объ­еди­ня­ла запад­ные и восточ­ные тра­ди­ции. Свя­ти­ли­ще нико­гда не было хра­мом клас­си­че­ско­го типа, но сох­ра­ня­ло в сво­ем плане ближ­не­во­сточ­ное про­шлое куль­то­во­го места. У Афро­ди­ты Пафос­ской нико­гда не было хра­ма тра­ди­ци­он­но­го гре­ко-рим­ско­го дизай­на, и эта боги­ня нико­гда не была пред­став­ле­на ант­ро­по­морф­ным куль­то­вым изо­бра­же­ни­ем. Новые стро­е­ния рим­ско­го пери­о­да сох­ра­ня­ют основ­ной харак­тер свя­ти­ли­ща с откры­тым дво­ром: обшир­ный откры­тый уча­сток, окайм­лен­ный зала­ми и дру­ги­ми стро­е­ни­я­ми, вме­щаю­щий наг­ро­мож­де­ние алта­рей, ста­туй, пожерт­во­ва­ний и рели­ги­оз­ных памят­ни­ков.

Самый внут­рен­ний храм боги­ни, кото­рый укры­вал кони­че­ский сим­вол пло­до­ро­дия, изо­бра­жен­ный на элли­ни­сти­че­ских гли­ня­ных отпе­чат­ках клейм и рим­ских моне­тах, дол­жен был сто­ять либо в новом рим­ском дво­ре, либо по-преж­не­му в теме­но­се ста­ро­го свя­ти­ли­ща. Ника­ких сле­дов этой свя­тая свя­тых не было обна­ру­же­но при рас­коп­ках, нев­зи­рая на тща­тель­ные поис­ки. Это дела­ет прав­до­по­доб­ной гипо­те­зу о том, что свя­тая свя­тых была не круп­ным стро­е­ни­ем с мас­сив­ны­ми сте­на­ми, а высо­кой кон­струк­ци­ей в фор­ме наве­са, состо­я­щей из стол­бов, под­дер­жи­ваю­щих кры­шу. Такое лег­кое соору­же­ние не оста­ви­ло бы для потом­ства дол­го сох­ра­ня­ю­щих­ся сле­дов в зем­ле, но мог­ло бы объ­яс­нить стран­ное, но устой­чи­вое пре­да­ние (про­ци­ти­ро­ван­ное выше), свя­зан­ное с алта­рем Афро­ди­ты в Пафо­се.


Источники:
© 2004 г. Фото, текст: Maier F. G. “Guide to Paliapaphos (Kouklia)”. Bank of Cyprus Cultural Foundation. Nikosia. С. 46—48, 50—51.
Ключевые слова: архитектура architectura греция греческая греческие graecia палеопафос куклия храм афродиты святилище венеры афродита венера трехмерная реконструкция