Панель ЛуперкалаМрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
На западном фасаде Алтаря, сразу за панелью Энея из фундамента Палаццо Фьян-Алмиджиа (Palazzo Fiano-Almagià) во время раскопок 1859, 1903 и 1937 гг. было извлечено несколько фрагментов, позволяющих нам опознать изображение другого важного эпизода мифа об основании Рима: Ромул и Рем, которых кормит волчица под пристальными взглядами Фаустула, который усыновит и вырастит близнецов, и Марса, бога, породившего их, после соития с весталкой Реей Сильвией. Таким образом, в то же время, когда Август восстанавливал фактическое место Луперкала, пещеру у подножия Палатина, посвященную Марсу и фавну Луперку, оживляя таким образом соответствующие древние ритуалы, римляне одновременно могли наслаждаться на Алтаре Мира «религиозным» изображением своего легендарного происхождения. Объяснение дано Паулем Цанкером, который верно подчеркивает священный аспект и неопределенную атмосферу двух взаимосвязанных панелей — панели Энея и панели Луперкала. Они были представлены для поклонения тем, кто шел через Марсово поле, согласно августовской программе религиозных и нравственных реформ (Zanker 1989). В центре композиции находится фиговое дерево, ficus ruminalis (от слова rumae, сосцы) которое обрамляет сцену вскармливания. На сохранившемся фрагменте дерева можно разглядеть коготь птицы, которая в 1938 г. была восстановлена как орел, но, скорее, это был дятел, тотемное животное, встречающееся в культах древнего Лация, связанное с небесным символом молнии и, как и волчица, посвященное Марсу. Справа от фигового дерева находится пастух Фаустул, правую руку которого, опирающуюся на посох, часть тела, драпировки и сильно поврежденную нижнюю часть головы, можно видеть до сих пор. Согласно легенде, Фаустул происходил от Эвандра, царя аркадов, населявших Палатин еще до основания Рима: его предопределенное присутствие рядом с близнецами символически подтверждает узы древней дружбы и гостеприимства, связывающие потомков Энея с местным населением. Слева от дерева Марс, по-видимому, доверяет своих отпрысков Фаустулу. Бог изображен в военном облачении: копье в левой руке, украшенный гребнем шлем с изображением грифона и доспехи, на которых легко можно разглядеть крылатую голову Горгоны. К сожалению, сохранились только правая ступня и согнутое колено, выглядывающее из-под короткой туники.
События, касающиеся спасения головы Марса, несомненно, самого значительного фрагмента всей композиции, заслуживают упоминания. Голова была раскопана в 1859 г. во время работ, которые велись по приказу герцога Фьяно для укрепления дворца рядом с Сан-Лоренцо в Лючине. Затем в отсутствие законов об экспорте предметов искусства голова была продана частному коллекционеру и увезена в Вену. Далее Петерсен (Petersen) понял, что она принадлежала Алтарю Мира, и поэтому итальянское правительство смогло вновь приобрести голову в 1898 г. и поместило ее в недавно основанный Музей Терм. Только после 1903 г. — когда было обнаружено несколько разрозненных кусков ficus ruminalis и по ним можно было окончательно опознать сцену Луперкала — Студничка (Studniczka) верно связал голову с такой мифологической сценой. Во время раскопок 1937 г. были наконец, найдены фрагменты доспехов, колена и менее значительные элементы, так что год спустя, основываясь на известных примерах схожей иконографии сцена Луперкала была завершена в виде расчерченных контуров. Возможно, это было сделано тем же реставратором Ферретти, чьи руки до этого уже собрали панель с богиней Ромой.