13—9 гг. до н. э.Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
Панель с Теллус.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
Другие авторы (Zanker 1989) предпочитают видеть в центральной фигуре Pax Augusta, дарующую процветание, решая этим другую важную проблему: отсутствие персонификации богини Мира на алтаре, посвященном самому миру. Те, кто соглашаются с этой гипотезой, строго увязывают эту панель с соответствующей панелью на восточном фасаде, на которой победоносная Рома изображена сидящей на трофейном оружии, с явным намеком на то, что Рим является хранителем мира между народами. Наконец, когда, казалось, все аргументы были исчерпаны, вопрос вновь был поднят в девяностые годы, когда центральную фигуру идентифицировали как Цереру, богиню-покровительницу урожаев и мужской плодовитости (Spaeth 1994).
Дело в том, что именно эта часть украшений Алтаря Мира, подчиняется своего рода полисемантической программе или даже намеренной и, в этом случае, тщательно выработанной двусмысленности, характеризующей скульптурные комплексы монумента и пропаганду Августа в целом. У сидящей богини признаки Теллус объединены с признаками Венеры, элементы, характеризующие изображения Цереры, как, например, колосья пшеницы или маки, сливаются с элементами, принадлежащими Италии; не говоря уже о возможном намеке на двух близких Августу женщин — жену Ливию и дочь Юлию. Например, двоих детей на коленях у богини можно интерпретировать как намек на внуков и наследников Августа, Гая и Луция Цезарей. Итоговая картина — это синтез зрительных предположений, задуманный, вероятно, как символическая сумма пропагандистской программы, как и религиозной реформы, проведенной Августом. Богиня сидит на камнях, она одета в легкий хитон, который, спадая с правого плеча, тонко подчеркивает ее грудь и живот. На покрытой голове у нее венок из фруктов и цветов. У ее ног мирно склонились бык и овца. По обе стороны от богини два маленьких мальчика, один из которых привлекает ее благосклонный и внимательный взгляд, предлагая ей яблоко. Более того, гроздь винограда и гранаты на ее коленях довершают портрет этого божества плодородия, под покровительством которого процветают люди, животные и растения. На обеих сторонах панели находятся молодые женщины, Aurae velificantes эллинистической традиции, держащие края вздымающихся волнами плащей: одна сидит на спине морского дракона, вторая — на спине лебедя с раскрытыми крыльями. Они представляют собой соответственно, благодатную землю и морские ветра.
Спокойная атмосфера, пробуждаемая сценой, так же как и атрибуты изобилия, относятся к felicitas temporis istantis, на которую указывают также фризы на полу, которая прославлялась хорами всего четырьмя годами ранее во время Секулярных игр, как возрождение золотого века при Августе. В литературных источниках, авторы, чаще всего цитируемые при объяснении этой сцены, что в конечном итоге, привело к возникновению долго продолжавшейся модели в западном и христианском изобразительном искусстве, — это Гораций и Лукреций. Первый в 17 г. до н. э. по случаю Секулярных игр прославлял новое изобилие своего времени призывом к Tellus:
Fertilis frugum pecorisque Tellus spicea donet Cererem corona; nutriant fetus et aquae salubres et Iovis aurae… (Carm. Saec. 29—
Хлебом пусть полна и скотом, Церере |
Столь же известна и версия, имеющаяся в «De rerum natura», где Лукреций отчетливо ассоциирует Венеру, породившую народ Энея, с образом всеобщего мира и счастья, подобного тому, что позже проявится в пропаганде Августа:
Aeneadum genetrix, hominum divumque voluptas alma Venus, caeli subter labentia signa quae mare navigeru, quae terras frugiferentis concelebras… te, dea, te fugiunt venti, te nubila caeli adventumque tuum, tibi suavis daedala tellus submittit flores… (De rer. nat., I, 1—
Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада (Перевод Ф. Петровского) |