13—9 гг. до н. э.Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
Панель богини Ромы.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
Фигура была завершена вычерчиванием ее контуров с выгравированным рисунком на известковом растворе; такие рисунки зависели от иконографических сравнений с символическими источниками того же периода, что и сам Алтарь Мира: так как женская фигура, очевидно, сидела на груде трофейного оружия, она могла быть только богиней Ромой, присутствие которой следом за Теллус символизировало процветание и мир, царившие при победоносном Риме: Алтарь Мира приветствовал тех, кто входил в город по Фламиниевой дороге демонстрацией pax romana, установленного римским господством (imperium) terra marique.
Рисунок был сделан О. Феретти (Ferretti, Gatti 1949) по внешней модели, которая в августовский период заняла свое место в римском пантеоне из-за своей новой и оригинальной силы пропаганды и культовой значимости: богиня, сидящая на богатых военных трофеях, изображалась как амазонка, со шлемом на голове, обнаженной левой (sic!) грудью и коротким мечом, висящим на перевязи, перекинутой через плечо, тогда как в правой руке у нее было копье. Что на рисунке пропущено, тогда как, возможно, это имелось на утраченном рельефе, это персонификации Чести (Honos) и Доблести (Virtus) (или, менее вероятно, Гения римского народа и Гения сената), изображенных следующими за богиней в виде двух юных богов. Присутствие этой пары, обычное для триумфальных сцен, даже более вероятно, поскольку они сбалансировали бы двух «aurae» (ветров) на расположенной рядом панели с Теллус.