Голова Зевса из Олимпии
Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э.2,25 × 1,93 см.Берлин, Государственные музеи, Античное собрание
Голова Зевса из Олимпии.
Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э.
2,25 × 1,93 см.
2,25 × 1,93 см.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
Описание:
Не требуется быть признанным экспертом по иконографии греческих богов, чтобы узнать в этом изображении отца богов Зевса. Эта гемма является также прекрасным примером мастерства античных камнерезов. Ибо не следует забывать, что это тщательно выполненное и весьма монументальное изображение головы бородатого мужчины вырезано из куска карнелиана размером всего 2,5 × 2 см. Серьезный, благородный и, возможно, немного суховатый, отец богов смотрит вправо. Мы видим классический профиль с ровным переходом между лбом и носом, столь популярный в античной Греции. Лицо обрамляет курчавая борода. Аккуратно уложенные волосы поддерживает ветка оливы, они ниспадают на плечи тремя густыми прядями, так же, как у архаических куросов.
Портрет, созданный во 2-й четверти II века до н. э., конечно, изображает не какого-нибудь вымышленного персонажа, скорее, у него была знаменитая модель. Важной уликой является оливковая ветвь в волосах: ветка священного в Олимпии оливкового дерева была призом для победителя на Олимпийских играх в честь Зевса. В храме Зевса в Олимпии можно было подивиться одному из семи чудес света — статуеЗевса работы Фидия (работал ок. 460—430 гг. до н. э.) — монументальному изваянию, выполненному из золота и слоновой кости, как и Афина Парфенос того же мастера. Это произведение было знаменито по всему античному миру. Нельзя было умереть, не увидев Зевса Олимпийского, и наоборот, считалось, что тот, кто видел его, никогда в жизни не будет несчастлив. Изваяние сидящего Зевса высотой 12 м было пустотелым внутри. Оно состояло из деревянного каркаса, на который крепились бесчисленные детали. Ничего от этого великолепия не сохранилось. Все, что было найдено в мастерских неподалеку от храма, — это инструменты, глиняные черепки, осколки слоновой кости и стекла, кусочки обсидиана и комочки бронзы и свинца. Помимо показанной здесь геммы, представление о том, как выглядел Зевс, дают нам изображения на монетах. Однако особенно ценным оказывается подробное описание, сделанное Павсанием во II веке н. э. Повелитель мира, сидящий на троне из декорированного эбонита, держал в правой руке богиню победы, тогда как левой рукой он опирался на скипетр с орлом. Его голова увенчана оливковым венком, волосы и сандалии были золотыми. Лицо, грудь, руки и ноги были сделаны из слоновой кости, глаза — из разноцветных камней. Одеяние с изображениями различных фигур и лилий инкрустировано. Все большие поверхности украшены орнаментами или сценами из жизни богов, героев и людей. Наряду и помимо создания художественно-эстетического впечатления, Фидий, должно быть, умел пробуждать в зрителях и благоговейный трепет. Поэтому неудивительно, что даже один из наиболее рассудительных и рационально мыслящих римлян, Эмилий Павел, глядя на изображение бога в 168 году до н. э., чувствовал присутствие правителя Олимпа. И столь же неизбежными были яростные и горькие выпады против этого идола отцов христианской церкви, пастырей тогда еще юного христианства. Однако они были не в состоянии уничтожить его славу как произведения искусства и как одного из семи чудес света.
Портрет, созданный во 2-й четверти II века до н. э., конечно, изображает не какого-нибудь вымышленного персонажа, скорее, у него была знаменитая модель. Важной уликой является оливковая ветвь в волосах: ветка священного в Олимпии оливкового дерева была призом для победителя на Олимпийских играх в честь Зевса. В храме Зевса в Олимпии можно было подивиться одному из семи чудес света — статуе
Источники:
© 2007 г. Фото, текст: М. Сиблер. Искусство Древней Греции. Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2007. С. 78—79.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.