Храм Зевса.
Олимпия.
Храм Зевса в Олимпии.
Длина этого храма равняется 64,1 метра, ширина 27,7 метра; главный фасад обращен к востоку.
Внешний портик имеет шесть колонн по фасаду и тринадцать по сторонам. Высота этих колонн с. 314 равнялась приблизительно 10,5 метра, а диаметр при основании был неодинаков: в угловых колоннах от 2,25 до 2,29 метра, а в других — от 2,19 до 2,22 метра. Располагавшийся над ними первый ряд камней составлял архитрав, украшенный позолоченными щитами; второй ряд состоял из триглифов, т. е. поверхностей с продольными желобками, чередовавшихся с метопами, т. е. гладкими поверхностями. Еще выше над каждым фасадом воздвигался треугольный фронтон, разукрашенный прекрасными изваяниями. По стенам храма и под портиками располагались другие изваяния, изображавшие двенадцать подвигов Геркулеса.
Внутренность храма делилась на три части: пронаос, наос, или целла, и опистодом.
Вход в пронаос был украшен двумя колоннами и запирался бронзовой решеткой. Пол покрывался каменной мозаикой; во всех углах были нагромождены мраморные и металлические пожертвования, принесенные по обету. В целлу, которая была длиною в 28 метров, а шириною в 13, вела бронзовая дверь; двумя рядами колонн, по 7 в каждом, она также подразделялась на три части. Против третьей колонны возвышалась балюстрада, назначение которой было служить преградой для публики. Между третьей и пятой колонной, на протяжении 7 метров, целла была открыта сверху. Внутренность храма и освещалась через это верхнее отверстие. Посредине возвышался алтарь Зевса и его статуя.
Украшениями целлы служили многочисленные приношения по обету, расположенные по стенам и колоннам, а также скульптурные группы.
Перед статуей Зевса воздымалась вызывавшая восхищение прекрасная шерстяная завеса пурпурного цвета, разукрашенная богатой вышивкой. На день ее подымали к крыше, ночью опускали; она защищала сразу и от света и от холода.
Пьедестал статуи, принадлежавшей к числу лучших произведений Фидия, имел около 10 метров; по с. 315 бокам он был украшен позолоченными рельефными изображениями и живописью. Самая статуя была вышиною в 13 метров. Зевс, сделанный из золота и слоновой кости, был представлен в сидячей позе. Трон его был настоящим чудом резной и чеканной работы; его украшали, кроме живописи и золота, драгоценные камни, слоновая кость, черное дерево, бронза. В своей правой руке бог держал небольшую статую богини Победы, а в левой — скипетр. Лицо его выражало сосредоточенное величие и спокойное могущество.
За этой колоссальной статуей шел проход, соединявший две боковые части храма, которые разделялись потолком на два этажа; в верхние этажи вели две винтовых лестницы.
За целлой был расположен опистодом, доступ в который был открыт для всех и который отделялся от собственно храма глухой стеной. В других местах опистодом, наоборот, сообщался с храмом и был закрыт для публики.
(По Laloux et Monceaux. Restauration d’Olympie, стр. 69 и сл.).