Луций Корнелий Сулла Феликс?
Мрамор. Копия I в. н. э. с оригинала 80—50 гг. до н. э.Инв. № 1811.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Луций Корнелий Сулла Феликс?

Мрамор. Копия I в. н. э. с оригинала 80—50 гг. до н. э.
Инв. № 1811.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
30. Илл. XLIII—XLV.

Гай Юлий Цезарь. Голо­ва из мра­мо­ра. Инв. № 1811. При­об­ре­те­на для Глип­то­те­ки в 1900 г. Арнд­том у вене­ци­ан­ско­го тор­гов­ца пред­ме­та­ми искус­ства с № 14. Местом про­ис­хож­де­ния ука­зан Дво­рец Джу­сти­ни­а­ни-Река­на­ти в Вене­ции. Око­ло 1600 г. при­над­ле­жа­ла Феде­ри­ко Кон­та­ри­ни, про­ку­ра­то­ру Сан-Мар­ко, кол­лек­ция кото­ро­го состо­я­ла из поку­пок из Гре­ции (ср. ком­мен­та­рий Стрин­га в 1604 г. по опи­са­нию Вене­ции, сде­лан­но­му Фран­че­ско Сан­со­ви­но, с. 258). Опуб­ли­ко­ва­на в гра­вю­ре Анто­нио Фал­до­ни — как Юлий Цезарь — илл. 1 в пуб­ли­ка­ции кол­лек­ции епи­ско­па Веро­ны Фран­че­ско Тре­ви­са­но, умер­ше­го в 1733 г.

Высота 44 см. Белый мра­мор в круп­ных кри­стал­ли­че­ских зер­нах с крас­но­ва­то-корич­не­вой пати­ной. Не хва­та­ет кон­чи­ка носа, и он был добав­лен в совре­мен­ное вре­мя. Частич­но повреж­де­ны края ушей. Немно­го повреж­де­на поверх­ность. На левой сто­роне лица вид­ны следы древ­них инстру­мен­тов, тогда как пра­вая глад­ко отшли­фо­ва­на; мож­но пред­по­ло­жить, что эта поли­ров­ка про­из­во­ди­лась в Вене­ции, но не силь­но изме­ни­ла порт­рет. На воло­сах име­ют­ся участ­ки извест­ко­вых отло­же­ний. В 1955 г. кон­чик носа, являв­ший­ся совре­мен­ным, был уда­лен и тогда же голо­ву отмы­ли, чтобы уда­лить нако­пив­ши­е­ся со вре­ме­нем грязь и слой ила, пок­ры­вав­шие голо­ву. Раз­мер шеи ука­зы­ва­ет, что голо­ва нахо­ди­лась на ста­туе, а выступ на пра­вой сто­роне шеи ука­зы­ва­ет, что это была ста­туя в кира­се.

Антич­ные скульп­ту­ры из Вене­ции часто про­ис­хо­дят из Гре­ции, и, судя по сти­лю, наша колос­саль­ная голо­ва так­же про­ис­хо­дит с Восто­ка. Бли­же все­го по мане­ре испол­не­ния к порт­ре­ту из Глип­то­те­ки боль­шая голо­ва Авгу­ста из Сард (№ 33); впро­чем, суще­ст­ву­ет еще боль­ше сход­ных черт с колос­саль­ной голо­вой Тибе­рия из Смир­ны (Einzelaufnahmen 3201. Hafner, Späthell. Bildnisplastik с. 51) и с порт­ре­та­ми двух юных прин­цев из дина­стии Клав­ди­ев, кото­рые, веро­ят­но, изо­бра­жа­ют Неро­на и Бри­тан­ни­ка и так­же про­ис­хо­дят из Малой Азии (Frederik Poulsen, Sculp. ant. mus. prov. Espagnols pl. 43—46. Acta Arch. XXII, 1951, с. 124 № 6; 131 № 6). В этом отно­ше­нии так­же необ­хо­ди­мо упо­мя­нуть боль­шой бюст Кали­гу­лы из Вене­ции (Anti, Mus. arch. di Venezia с. 121).

Арндт при­знал, что по чер­там лица и раз­ме­ру порт­ре­та этот порт­рет дол­жен изо­бра­жать Юлия Цеза­ря, но поз­же с. 62 у него воз­ни­ка­ет неко­то­рое сомне­ние отно­си­тель­но такой иден­ти­фи­ка­ции в свя­зи с тем, что у это­го порт­ре­та слиш­ком мно­го раз­ли­чий с теми, кото­рые при­зна­ют­ся несо­мнен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми Цеза­ря (ср. Röm. Mitt. 47, 1932, с. 212. Arch. Anz. 1952 с. 123. Bull. Ant. Beschav, XXIX, 1954, с. 48. Antike Kunst 2, 1959, с. 27). Все же неслож­но понять эту ситу­а­цию, если при­нять во вни­ма­ние, что речь идет о гре­че­ском изо­бра­же­нии Цеза­ря, кото­рое, судя по сти­лю, мог­ло быть изготов­ле­но в кон­це эпо­хи дина­стии Юли­ев, воз­мож­но, при импе­ра­то­ре Клав­дии. Дру­гой гре­че­ский порт­рет Цеза­ря из Тасо­са был недав­но опуб­ли­ко­ван Ф. Шамо (F. Chamoux, Mon. Piot 47, 1953, илл. 12). Любо­пыт­ная голо­ва из базаль­та в Музее Тор­ло­ниа, назван­ная «Сци­пи­он Афри­кан­ский» и полу­чен­ная из кол­лек­ции Джу­сти­ни­а­ни, долж­но быть, явля­ет­ся совре­мен­ной работой, для кото­рой наш Цезарь исполь­зо­вал­ся в каче­стве моде­ли (C. L. Visconti, Musée Torlonia № 346, илл. 83).

Cat. 598. Billedtavler XXXXVIII. Einzelaufnahmen 4796—4798. Meddelelser 13, 1956, p. 15.

V. Poulsen

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, с. 61—62, кат. № 30.
© 2010 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские римлянин мрамор бюст мужской мужчина диктатор гай юлий цезарь g108 gaius julius caesar caius iulius луций корнелий сулла феликс lucius cornelius sulla felix silla sylla корнелии cornelii инв № 1811