Гор-Гарпократ
Трехслойный сардоникс. Александрия. I в. до н. э.2,5 × 1,5 см.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Гор-Гарпократ.
Трехслойный сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,5 × 1,5 см.
2,5 × 1,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Поскольку недостает кончиков ступней, возможно, камея является только половиной более крупной камеи: справа могла быть представлена Исида, а в центре, между ними (в фас?) — Серапис. Александрийская триада богов пользовалась в это время широкой популярностью.
Гор-Гарпократ символизировал восходящее Солнце. Он представлен мастером на троне из цветов распускающегося лотоса. Это — художественный парафраз нильского утра. На обритой голове бога-младенца — ритуальный локон, он подносит палец к устам в знак тайны. Культ Гора, Сераписа и Исиды выражался в таинственных ночных богослужениях, на которые допускались лишь посвященные. Разглашение таинственных обрядов и символики культа не допускалось под страхом наказания.
Утонченная камея, редкий образец «живописи в камне», показывает, что и египетская тематика с таким же блеском интерпретировалась талантливыми греками при дворе Клеопатры VII.
Гор-Гарпократ символизировал восходящее Солнце. Он представлен мастером на троне из цветов распускающегося лотоса. Это — художественный парафраз нильского утра. На обритой голове бога-младенца — ритуальный локон, он подносит палец к устам в знак тайны. Культ Гора, Сераписа и Исиды выражался в таинственных ночных богослужениях, на которые допускались лишь посвященные. Разглашение таинственных обрядов и символики культа не допускалось под страхом наказания.
Утонченная камея, редкий образец «живописи в камне», показывает, что и египетская тематика с таким же блеском интерпретировалась талантливыми греками при дворе Клеопатры VII.
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 110—111, № 43.