13—9 гг. до н. э.Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
Северная процессия.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
Вместе с весталками, царь священнодействий, сами понтифики и фламины образовывали коллегию понтификов, одну из quattuor amplissima collegia, четырех важнейших жреческих коллегий государственной религии. Конечно, остальные три коллегии, квиндецемвиров священнодействий (quindecimviri sacris faciundis), септемвиров эпулонов (septemviri epulones) и авгуров (augures) — тоже представлены во главе процессии, которая разворачивается вдоль ограждения алтаря. Идентификация квиндецемвиров и септемвиров производится на основании присутствия соответствующих помощников при отправлении культов, камиллов (camilli), которые несут ритуальные принадлежности и символы коллегии, к которой принадлежат. Таким образом, квиндецемвиров можно идентифицировать на северной стороне, фигуры с 21 по 30, собравшихся вокруг камилла (северный фриз № 23), который держит маленький кувшин (urceus) в правой руке и ларец (acerra) в левой. Так как квиндецемвиры, ведавшие иностранными культами и хранители Сивиллиных книг, были связаны с культом Аполлона, можно заметить, что на ларце изображен треножник Аполлона, окруженный двумя фигурами, приносящими подношения на подносах (lances). На северной стороне (фигуры на северном фризе с 3 по 13) можно узнать септемвиров, жреческую коллегию, руководившую сенаторским пиршеством, церемонией, которой завершалось жертвоприношение Юпитеру; они также отвечали за пиршества, устраиваемые для народа по случаю игр. Молодой служитель, следующий за ними (северный фриз № 7) несет ларец, на котором изображены жертвоприношение быка перед человеком, одетым в тогу и виктимарий (victimarius). В левой руке камилл держит чашу (patera) для жертвенных возлияний. Понтификов (фигуры на южном фризе с 5 по 11), третьей из жреческих коллегий, в чьи обязанности входили жертвоприношения, можно увидеть на южной стороне. Следовательно, их тоже сопровождает камилл (южный фриз № 9), который также несет ларец. На этом ларце, однако, нет характерного орнамента. К сожалению, утрата левой руки служителя не позволяет говорить с уверенностью, но очень похоже, что он держит simpulum, приспособление в форме ковша с длинной ручкой, с помощью которого понтифики совершали возлияния вина во время жертвоприношений. Таким образом, остается определить только четвертую главную жреческую коллегию, коллегию авгуров, которые не совершали жертвоприношений и следовательно, их нельзя определить по соответствующему служителю. Они имели существенное значение, так как были толкователями воли богов и, в частности, Юпитера. На самом деле, их опознали на обеих сторонах, на северной (фигуры на северном фризе с 15 по 19) и на южной (фигуры на южном фризе с 14 по 18) в группе, окружающей Августа. Гипотезу, что фигуры, собравшиеся вокруг принцепса — это авгуры, нельзя принять без сомнений и считать доказанной. В сущности, идентификация четвертой из главных жреческих коллегий зависит от объяснения всей процессии в целом. На самом деле, если понимать сцену, как церемонию в честь возвращения Августа из западных провинций, тогда персонажами, собравшимися вокруг него, видимо, являются консулы, Тиберий и Квинтилий Вар, и действующие в 13 г. до н. э. магистраты. Напротив, если толковать сцену, как инавгурацию алтаря, то присутствие авгуров становится важнейшим элементом возле фигуры принцепса, который изображен в самый драматический момент основания алтаря. В римской церемонии инавгурация следовала немедленно за решением построить священное здание: выбранный участок ритуально разграничивали авгуры, которые произносили традиционную формулу, чтобы «освободить» место от какого-либо более раннего или навязчивого присутствия и передавали территорию во власть того бога, которому посвящался алтарь. Если эта интерпретация верна, в правой руке Августа должен был быть lituus, изогнутый жезл, которым авгур отмечал небесные и земные границы выбранного участка. Сторонники этой теории (Pollini 1978) также считают, что форма сохранившегося предплечья хорошо соответствует действиям авгура, из-за вытянутого положения и того, что рука сжимает продолговатый предмет, похожий на lituus. После того как авгуры разграничивали священное место, понтифики немедленно приступали к его освящению (consecratio). Процессия в таком случае представляет само основание Алтаря, его constitutio и тогда объясняется присутствие на внутренней стороне ограждения планок, украшенных гирляндами из бычьих черепов (bucrani), чтобы временно огородить инавгурированное место. Однако, имеется и другое столь же правдоподобное объяснение этой сцены. Гипотеза, рассматривающая процессию, как идеализированную кульминацию возвращения Августа из западных провинций. В этом случае, изображенная сцена является актуальной, которая предшествует хронологически и по порядку всем остальным изображениям на Алтаре Мира. Все жесты и взгляды, которые сосредотачивают персонажи на Августе, в этом случае следует толковать как «приветствие» представителями государственной власти человека, принесшего мир и процветание в Рим. Вытянутую руку Августа можно тоже рассматривать как приветствие, даже если ему и не отвечает персонаж, обращенный лицом к нему, рука которого опущена вниз, о чем свидетельствует положение сохранившейся части локтя. Эта интерпретация не противоречит утверждению Диона Кассия (LIV, 25, 4), который упоминает, что при этих обстоятельствах, также как и когда он возвращался из восточных провинций в 19 г. до н. э., Август вошел в Рим ночью, чтобы избежать скопления торжествующей толпы. Алтарь Мира в этом случае «символически изображает возвращение в более широком понимании, как официальный акт правителя, наполненный благоговейной и вневременной атмосферой»; тогда процессия на Алтаре является «вневременной иллюстрацией, sub specie aeternitatis, почитания принцепса, который возвращается в страну, неся с собой счастье и новый золотой век, согласно широко распространенной символической традиции эллинистического мира» (La Rocca 2002).